Методы, способы развития памяти и внимания в музыкальной деятельности у учащихся младших классов на уроках музыки

Статьи по педагогике » Развитие памяти и внимания у учащихся младших классов на уроках музыки » Методы, способы развития памяти и внимания в музыкальной деятельности у учащихся младших классов на уроках музыки

Страница 3

Если в нотном примере нет текста, то учащийся с трудом запоминает наизусть. Чтение стихотворного текста параллельно с игрой позволяет исправлять неточности в ритме, и решать ряд других задач – добиться ровности, качества звучания ансамбля между партиями обеих рук, а так же решать задачи текучести, непрерывности звучания, поработать над артикуляцией. Кроме того, восприятие музыкального образа усиливается за счет того, что литературные и музыкальные образы созвучны. Работа в современном выражении музыкального и поэтического образа, помимо решения ритмической задачи дает возможность почувствовать особую поэтичность, необходимую в игре, большой эмоциональный заряд, так необходимый для исполнения.

Дети младшего школьного возраста легко запоминают то, что ярко, интересно, необычно, однако их память фрагментарна, невелика по объему, полноте, прочности, слабоосмысленна, что тесно связанно с уровнем развития других важнейших психических процессов, особенно внимания. Лучше всего ребенок 7–10 лет запоминает выполненные им движения, затем пережитые им чувства и эмоциональные состояния, затем образы вещей и лишь затем смысловое содержание, выраженное в словах. Для стимулирующего развитие внимания в музыкальной памяти можно использовать следующие методы:

1. Наглядность. Наглядное изображение движения мелодии. При разучивании песни, движением руки можно передавать рисунок мелодии, обозначая детям направление движения мелодии, ее постепенность, встречающиеся скачки и т.д. Например при разучивании песни «Качели» (музыка Е. Телечеевой) можно предлагать детям слово «вверх» сопровождая подъемом руки, а слово «вниз» – опусканием. При повторном исполнении песни детям можно предложить «покачаться на качелях» – подниматься на носках при подъеме руки вверх и приседать при нисходящем движении рук. Аналогичное задание дети могут выполнять при знакомстве с «Колыбельной» этого же автора. Можно спеть песню, «покачивая» мишку на слог «ба» слегка поднимая согнутые в локтях руки и опускать на слог «ю». При этом наряду с показом рукой звуковысотности можно параллельно использовать схематические зарисовки мелодии: подобная запись способствует развитию зрительной памяти.

2. Использование музыкальной игры. Дети уже знают, что имеется семь звуков, они уже поют упражнения по руке. Но понятно, что сольфеджировать эти звуки они еще не умеют. Можно использовать игру, которая строится так: группа садится в ряд, и каждому по очереди бросают мяч. Ребенок должен поймать мяч и бросить его обратно, повторив вслед за педагогом несложную попевку. Часто мелодия поется с названием нот или даже со словами. Каждый раз мелодию можно варьировать, слова менять, но принцип остается один и тот же: короткая попевка состоящая из трех-четырех нот. Или на фортепиано можно сыграть небольшой мотив в простой тональности (до, ре мажор или ми минор). Дети внимательно слушают. А затем каждый по отдельности повторяют мотив сначала с закрытым ртом или какой-нибудь слог. В этом упражнении можно чередовать постепенное движение мелодии с интервальными скачками, как бы все время, проверяя свой слух.

3. Одним из действенных средств взаимодействия музыкального внимания и памяти является пропевание мелодии про себя. Можно сыграть небольшую мелодию, а дети должны повторить ее про себя. Затем сыграть вторично, дети еще раз повторят (про себя беззвучно), причем уже дирижируя с педагогом. Затем дети могут повторить мелодию самостоятельно.

4. Повторение, один из методов стимулирующий развитие внимания и музыкальной памяти – но не механическое, а оплодотворенное привлечением активной мыслительной деятельности. Каждый раз, повторяя определенный материал, можно ставить перед детьми новые, разнообразные задачи. Например «Спой про себя с учителем», «Покажи движение мелодии рукой», «Покажи рукой движение к главному слову фразы» и т.п. При этом нужно не забывать об эмоциональном направлении процесса, что особенно важно для музыкальной памяти .

Страницы: 1 2 3 4 5


Информация о ообразовании:

Педагогическая мысль в конце XIX – начале XX в
Константин Николаевич Вентцель (1857 – 1947) отвергал старую школу. Настаивал на организации таких учебно-воспитательных учреждений, где детям предоставляется полная свобода самостоятельного развития, не стесненная заранее намеченными планами и программами. “… что лучше - дать ребенку готовый ответ ...

Игра, как универсальная форма и средство коррекционно-развивающей и оздоровительной работы с детьми с интеллектуальным нарушением
Игра это – занятие, служащее для развлечения, отдыха, спортивного соревнования. Игра - один из тех видов детской деятельности, которой используются взрослые в целях воспитания школьников, обучая их различным действиям с предметами, способам и средствам общения. В игре ребёнок развивается как личнос ...

Программа патриотического воспитания дошкольников Детского сада г. Костромы № 96
МДОУ Детский сад № 96 г. Костромы - г. Кострома, пр. Мира, 16 тел.: 51-51-85 Уже несколько лет коллектив ГОУ “Детский сад № 96” г. работает в направлении воспитания чувства патриотизма дошкольников и на сегодняшний день имеет собственный опыт методических приемов, позволяющих решать задачи, определ ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.agepedagog.ru