Методы, способы развития памяти и внимания в музыкальной деятельности у учащихся младших классов на уроках музыки

Статьи по педагогике » Развитие памяти и внимания у учащихся младших классов на уроках музыки » Методы, способы развития памяти и внимания в музыкальной деятельности у учащихся младших классов на уроках музыки

Страница 4

Как показывает практика, дети лучше всего запоминают мелодию, ее интонационную составляющую, особенно при ее многократном повторении. Для того что бы дети запомнили, а в последствии узнали прослушанное в классе музыкальное произведение, можно использовать многократное его прослушивание с подробным анализом. Каждое произведение можно прослушать не менее трех – четырех раз целиком или многократно фрагментами, а затем в течении учебных занятий, можно неоднократно повторять его: сравнивая с другими произведениями в процессе анализа, используя как музыкальный материал для практической деятельности, вводя фрагменты в практические упражнения по развитию музыкального восприятия, исполняя темы в распевках. Естественно, что невозможно запомнить всю музыку, звучащую на уроке, поэтому нужно выбрать для запоминания не более двух – трех произведений.

5. Одним из методов стимулирующих развитие внимания и музыкальной памяти является – создание личностной мотивации и установки на запоминание. В этой работе важно не забывать о поощрении ученика, использовать соревнование как метод организации познавательной деятельности учащихся, и, что важнее всего, создать атмосферу увлеченности в процессе занятий, формирование у детей прочного интереса к музыкальной деятельности. Можно использовать на уроках прием «дирижирование». Этот прием позволяет ученикам, используя иные возможности, помимо вокальных, проявить себя, проверить и поверить в свои силы. Чувство ответственности, заполученное дело в ситуации, когда в руках ученика – дирижера судьба всего исполняемого музыкального произведения, неизмеримо выше, чем его ответственность как исполнителя. Дирижирование позволяет учащимся проникнуть в тайны управленческого жеста, и как следствие, – ускорение процесса разучивания музыкальных произведений, меньше словесных пояснений, ненужных остановок в работе, что приводит и к развитию музыкальной памяти в предлагаемой игровой ситуации. Исходной, отправной точкой в этой работе служит самовыражение ребенка, его эмоциональное отношение к музыке и раскрытие черт самого дирижера. Это может происходить примерно так: сначала можно в процессе распевания повторить несколько хорошо известные школьникам песни, например: «Во поле береза стояла», «В лесу родилась елочка», «Голубой вагон», «Песенка крокодила Гены». Каждый учащийся может выбрать себе ту из песен, которой дирижировал перед классом с девизом: «Спойте так, как я эту музыку чувствую». Дирижеру – солисту разрешается все: хлопать в ладоши, притопывать в такт музыке, танцевать, жестикулировать, маршировать. Все это делается спонтанно на том же уроке без специальной подготовки ученика .

Осмысливание запоминаемого материала обеспечивается, прежде всего, системой в работе, систематизацией всего процесса музыкальной деятельности. Знание правил пения, сольфеджирования, слушания музыки.

Содержание произведения углубляется благодаря осознанию его своеобразия, обогащению представлений о выразительных средствах музыки. Понимание содержания произведения и средств выразительности можно начать с осмысления жанровых особенностей музыки. Жанр песни, танца, марша младшие школьники определяют легко. Поэтому, давая детям примеры самых разных музыкальных жанров, можно стремиться, что бы младшие школьники не только чувствовали ее характер, но и осознали особенность каждого жанра. Для этого младшим школьникам можно давать задание придумать свою мелодию на заданный текст, воспроизвести несложный мотив без слов, учитывая жанровый характер (марш, вальс).

Таким образом, применение разнообразных игр и декламационного материала, успешно развивает внимание и музыкальную память младших школьников. Для стимулирования развития внимания и музыкальной памяти можно использовать такие методы и средства как: наглядность (наглядное изображение движения мелодии при разучивании песни); использование музыкальной игры; одним из действенных средств взаимодействия внимания и музыкальной памяти является и пропевание мелодии и про себя; одним из методов стимулирующих развитие внимания и памяти является – создание личностной мотивации и установки на запоминание. В процессе музыкального развития ребенка нужно создать ситуации успеха в музыкальной деятельности.

Страницы: 1 2 3 4 5


Информация о ообразовании:

Дидактические принципы обучения детей дошкольного возраста
В последнее время в результате интенсивных научно-методических исследований и разработок появились новые подходы к пониманию и классификации дидактических принципов, касающихся обучения детей в дошкольном и младшем школьном возрасте. В частности, Л.М. Фридман предлагает следующую психологическую кл ...

Идея наглядности в дидактике Яна Амоса Коменского
К использованию наглядности в процессе обучения обращались еще тогда, когда не существовало письменности и самой школы. В школах древних стран она имела довольно широкое распространение. В средние века, в эпоху господства схоластики и догматизма, идея наглядности была предана забвению и ее прекрати ...

Формирование психологического климата детского коллектива
Организуя психологический климат, стимулирующий развитие каждой личности и высокую работоспособность всего коллектива, следует начинать с регуляции взаимоотношений между членами группы и ценностных ориентаций, господствующих в ней. В современной психологии выделяются официальная и неофициальная стр ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.agepedagog.ru