Византийское влияние на дальнейшее развитие просвещения

Статьи по педагогике » Образование в Византии » Византийское влияние на дальнейшее развитие просвещения

Страница 1

В последующую эпоху влияние Византии в той или иной степени испытали Персия, Закавказье, арабский мир, Восточная и Западная Европа. Одновременно и культура Византии испытала влияние культур других народов. Переплетение разных ветвей единой культуры человечества придавало неповторимый колорит православной византийской цивилизации: античное миросозерцание, развитость педагогической мысли, сильная позиция светского образования, христианское вероучение, которое исповедовали эллинистически воспитанные люди, подчиненность церкви и школы власти кесаря, престижность образования — это далеко не полный перечень особенного лика Византии, характеризующий собственно византийский феномен.

Для мировой культуры Византия, являясь страной высокой образованности, сыграла роль моста, соединяющего античность со средневековой образованностью. Следует иметь в виду, что и после 1453 г., когда сама империя исчезла, византийская образовательная традиция, идущая с V в., не прервалась.

Помимо того что Византия являлась культурным мостом во времени, через Константинополь поток духовной культуры успешно соединял Запад и Восток. Этот уникальный исторический опыт, свидетельствующий о возможности становления общечеловеческих ценностей в школьном деле, должен быть осмыслен сегодня, что поможет избежать как европоцентристские, так и иные односторонние взгляды на развитие мировой культуры.

Византия уже в первое столетие своего существования транслировала греческую школьную традицию в Персию и далее на восток. При Юстиниане, после закрытия им в 529 г. Афинской академии, языческие философы и учителя переехали ко двору шахиншаха Хосрова и организовали там дворцовую школу, где преподавалась «эллинская мудрость». Этому примеру следовали и христиане-несториане. Даже в далеком среднеазиатском Мерве существовала колония христиан из Сирии, где функционировали школы «свободных искусств».

В культурную орбиту Византии входил и кавказский причерноморский мир. На границах с Арменией в Капподокии проходила педагогическая и религиозная деятельность Василия Кесарийского, Григория Назианского, Григория Нисского, хорошо известных в армянских интеллектуальных кругах. В Грузии закончил свой путь подверженный опале и сосланный в один из абхазских монастырей Иоанн Златоуст.

В 405-406 гг. просветитель Месроп Маштоц создал армянскую письменность, что позволило с первой половины V в. обучать детей Армении на родном языке, этому способствовал также перевод византийской учебной литературы на армянский язык. Школы по эллинистическому образцу существовали в Армении и ранее. Содержание школьного обучения и его методика, разработанные в античном мире и принятые в системе образования раннего средневековья, стали достоянием армянского народа. После VII в. в монастырях Армении стали открываться школы высшего типа, вардапетараны. В XIII в. на юго-востоке Армении был основан Гладзорский университет, где обучали, как и в византийской высшей школе, не только богословию, но и светским наукам.

Грузия также являлась наследницей византийско-православной культуры воспитания и обучения. Центром грузинского просвещения являлась Гелатская академия, основанная близ Кутаиси Давидом Строителем. Обучение в ней осуществлялось по византийскому образцу. В XI-XIII вв. учащиеся знакомились, в частности, с философией неоплатоников, византийской богословской литературой. Непрерывную передачу византийского опыта монастырского образования осуществлял Грузинский Иверский монастырь в Афоне (Греция).

Интеллектуальный мост с арабо-исламским миром возник еще при жизни создателя Корана пророка Мухаммеда (ок. 570-632), который был знаком с христианско-византийской книжной культурой. Считается, что греческий перевод Корана в Византии был известен уже к X в.

В VII в. арабы завоевали многие восточные и южные провинции Византии, где была высоко развита педагогическая культура. Через сирийский язык, один из диалектов арамейского, близкого к арабскому, мусульмане познакомились с греко-византийской культурой и педагогической мыслью. Характерно, что после победы над империей в 830 г. арабы потребовали контрибуции не золотом, а книгами. В 832 г. халиф аль-Мамун создал в Багдаде знаменитый Дом мудрости, бывший одновременно и скрипторием, местом переписки книг, и высшей школой. Многие преподаватели этой школы были христианами. По византийскому мосту арабо-исламский мир от Андалузии до Индии питался родниками античной мысли, прежде всего сочинениями Платона и Аристотеля, трактатами Порфирия, Симплиция, Иоанна Грамматика и др.

Страницы: 1 2 3


Информация о ообразовании:

Анализ феномена самооценки детей в психолого-педагогических исследованиях
Одним из важнейших показателей индивидуально-личностного развития человека, по мнению многих отечественных и зарубежных психологов, является самосознание, центральным компонентом которого выступает самооценка. Она обуславливает направление и характер взаимоотношений индивида с окружающими, его крит ...

Психолого-педагогический аспект изучения проблемы рассказывания у детей дошкольного возраста
Потребность детей рассказывать очень велика, ее удовлетворение дает интенсивное ощущение радости жизни, вызывает желание включиться в диалог, помогает общаться среди людей. Процесс этот сопровождается наивысшей активностью интеллектуальных и эмоциональных сил. Поэтому вопрос о развитии процесса рас ...

Отечественный опыт профильного обучения
Идея введения профильного обучения на старшей ступени школы имеет в российском образовании долгую историю. Еще в царской России существовали гимназии, лицеи. Но в них дифференциация производилась не по учебным предметам, а как правило по половой принадлежности или уровню материального обеспечения. ...

Категории

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.agepedagog.ru