Младший школьный возраст является важным периодом в формировании памяти и внимания у детей. Поэтому в процессе развития познавательных процессов в музыкальной деятельности обязательно учитываются возрастные особенности детей их возможности. Дети не только учатся быть внимательными и запоминать нужную информацию, но и пробуют самостоятельно правильно регулировать свои познавательные процессы. А это является необходимым условием развития полноценной личности.
Важным недостатком развития детей младшего школьного возраста является невнимательность. Одной из причин невнимательности ребенка является слабое состояние здоровья. Невнимательными бывают нервные, болезненные дети, страдающие общим истощением нервной системы. Причиной невнимательности может быть и недосыпание или несоблюдение режима дня .
Но и здоровые дети, живущие в нормальных условиях, могут проявлять невнимательность. Это может быть обусловлено недисциплинированностью или отсутствием интереса к учебе. Может быть так, что ребенок, внимательный к одному виду работы, оказывается рассеянным во время другой. В этом случае многое зависит от направленности ученика и его интересов .
Нужно заметить, что многие недостатки внимания исчезают в результате правильно организованной учебной работы. Сосредоточенность школьников становится устойчивей, если им ясна задача, цель работы, которую они выполняют. Учителю легче привлечь внимание детей, чем поддерживать его длительное время. Однообразный вид даже интересной деятельности утомляет внимание школьника.
Объем внимания в значительной степени зависит от прожитого опыта человека. У младшего школьника его еще очень немного. Поэтому дети мало способны держать в поле зрения сразу несколько объектов. Объем внимания определяется количеством информации, одновременно способны сохраняться в сфере повышенного внимания человека. Численная характеристика среднего объема внимания людей – 5–7 единиц информации.
С.С. Левитина в своей работе пишет, что в первые дни после поступления в школу внимание детей сосредотачивается, преимущественно, на узком участке. Распределение внимания у младших школьников развито еще недостаточно. Распределение внимания – состоит в способности рассредоточить внимание на значительном пространстве, параллельно выполняя несколько видов деятельности или совершать несколько различных действий.
Немаловажной особенностью внимания является его переключаемость и концентрированность.
Переключаемость внимания понимается как его перевод с одного объекта на другой, с одного вида деятельности на другой. Данная характеристика проявляется в скорости, с которой он может переводить свое внимание с одного объекта на другой.
С переключаемостью внимания связанны два разнонаправленных процесса: включение и отвлечение внимания. Первый характеризуется тем, как человек переключает внимание на нечто и полностью сосредотачивается на нем, второй тем, как осуществляется процесс отвлечения внимания.
Концентрированность внимания, то есть сила сосредоточенности на каком-либо интересном предмете или занятии, у школьника может быть достаточно большой. Иногда незначительный фактор или малозаметный для других предмет вызывает у детей отвлечение внимания.
С понятием «внимание» связанна направленность и избирательность познавательных процессов. Их настройка непосредственно зависит от того, что в данный момент времени представляется наиболее важным для организма, для реализации интересов личности. Вниманием определяется точность и детализация восприятия, прочность и избирательность памяти направленность и продуктивность мыслительной бдительности – словом качество и результаты функционирования всей познавательной активности.
Информация о ообразовании:
Из опыта методики обучения сочинению
Теории и практике обучения сочинению посвящено немалое число трудов. Фундаментальные концепции сочинения разрабатываются давно и основательно. Усилия учёных и методистов увенчиваются сотнями серьёзных пособий и рекомендаций учителю, как научить школьников создавать собственные речевые произведения ...
Методы развития ИСПД школьников
Исследования ученых показывают, что у 69% младших школьников индивидуальный стиль не сформирован. Так же они отмечают, что традиционные методы обучения не только не способствуют развитию ИСПД, но и ведут к «ломке» заложенных природой способов познания. При подаче материала и осуществлении контроля ...
Пример построения обучающей программы
Разнообразные произведения декоративно-прикладного искусства, с которыми знакомятся школьники на уроках, помогают развивать в детях эстетическое отношение к действительности и любовь к родному краю. Удивительно интересны и бесконечно богаты пути эстетического воспитания детей с помощью декоративно- ...