Особенности развития памяти и внимания у детей младшего школьного возраста на уроках музыки

Статьи по педагогике » Развитие памяти и внимания у учащихся младших классов на уроках музыки » Особенности развития памяти и внимания у детей младшего школьного возраста на уроках музыки

Страница 2

Для рецептивных процессов внимание является своеобразным усилителем, позволяющим различать детали изображений. Для человеческой памяти внимание выступает как фактор, способный удерживать нужную информацию в кратковременной и оперативной памяти, как обязательное условие перевода запоминаемого материала в хранилища долговременной памяти. Внимательный человек лучше и успешнее обучается, больше достигается в жизни, чем недостаточно внимательный .

Важнейшую из особенностей внимания, которую так же необходимо знать и учитывать педагогу, является то, что младшие школьники не умеют быстро переключать внимание с одного объекта на другой. Постепенно, при правильной организации учебного процесса, совершенствуется и данное качество внимания младших школьников: при необходимости учащиеся свободно переходят от одних действий к другим .

Проблема памяти является одной из самых сложных и актуальных в педагогике и психологии. Процесс формирования и развития памяти исследовался в течении десятилетий и продолжает активно изучаться в настоящие время. Основной чертой памяти человека является ее созидательный характер. Одним из наиболее существенных факторов, влияющих на память, является мышление человека, его знания, эрудиция, кругозор. По мнению Г.П. Блонского, «память поднимается в связи с развитием все на более и более высокую ступень познания, тем самым все более и более приближается к мышлению».

Современными исследователями в области психологии доказана взаимосвязь эмоционального и рационального в деятельности человека, причем эмоциональное восприятие сопровождается осознанием его, и чем богаче эмоциональная реакция, тем глубже интеллектуальная обработка. Это положение целиком относится к процессу развития памяти, так как запоминание связанно с осмыслением материала и эмоциональным отношением к нему.

Л.С. Выготский раскрыл возникновение высшей формы памяти, развивающейся в процессе активной, мыслительной деятельности ребенка, опирающейся на ряд вспомогательных средств. Этим был обеспечен подход к памяти, как к сложной деятельности ребенка, формирующейся под влиянием общения с взрослыми .

Общие закономерности развития памяти распространяется на музыкальную память. По определению Г.М. Цыпина, музыкальная память представляет собой способность человека к запоминанию, сохранению (кратковременному и долговременному) в сознании и последующему воспроизведению музыкального материала. Для музыканта-исполнителя и педагога значение памяти очень велико, так как пение дает возможность ярче воплотить художественный образ, проявить свое отношение к данному произведению. Эффективное развитие личности музыканта, его эрудиция, мышление зависит во многом от количества сочинений, сохраненных в памяти.

Гигантской музыкальной памятью обладали Моцарт, Лист, Антон Рубинштейн, Рахманинов, которые без труда могли удерживать в своей памяти почти всю основную музыкальную литературу. Но то, что большие музыканты достигали без видимого труда, рядовым музыкантам даже при наличии способностей приходится завоевывать с большими усилиями. Это относится ко всем музыкальным способностям вообще и к музыкальной памяти в особенности, так как она наряду с музыкальным слухом и чувством ритма образует триаду основных, ведущих музыкальных способностей.

С точки зрения Н.А. Римского-Корсакова, «музыкальная память, как и память, вообще, играет важную роль в области всякого умственного труда, труднее поддается искусственным способам развития и заставляет более или менее примириться с тем, что есть у каждого данного субъекта от природы».

Но у специалистов нет согласия по поводу врожденности качества памяти, многие утверждают, что музыкальная память поддается значительному развитию в процессе специальных педагогических воздействий. Использование приемов мнемоники рекомендовано и для музыкантов и исполнителей.

Страницы: 1 2 3


Информация о ообразовании:

Средняя плотность и плавание тел
До сих пор мы рассматривали только такие тела, которые состоят из одного вещества. Теперь рассмотрим опыт, в котором есть тело, состоящее из нескольких веществ. Нам понадобятся сосуды со спиртом, водой и раствором соли; возьмём также куриное яйцо и кубик льда. Опустим их сначала в спирт. И лёд, и я ...

Психологические детерминанты профессиональных деструкций
Все многообразие факторов, детерминирующих профессиональные деструкции, можно разделить на три группы: - объективные, связанные с социально-профессиональной средой: социально-экономической ситуацией, имиджем и характером профессии, профессионально-пространственной средой; -субъективные, обусловленн ...

Педагогический такт как компонент творчества учителя
педагогический такт гуманистический учитель Ещё А.С. Макаренко охарактеризовал педагогический акт, как творчество учителя. И как любое творчество отличается от монотонной и однообразной, ремесленной работы своей ситуативностью, алертностью в реагировании на непредсказуемые сложные обстоятельства, т ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.agepedagog.ru