Пример построения обучающей программы

Страница 1

Разнообразные произведения декоративно-прикладного искусства, с которыми знакомятся школьники на уроках, помогают развивать в детях эстетическое отношение к действительности и любовь к родному краю. Удивительно интересны и бесконечно богаты пути эстетического воспитания детей с помощью декоративно-прикладного и народного искусства. Занятия по декоративно-прикладному искусству преследуют следующие конкретные цели и задачи:

Изучить:

- все виды резьбы по дереву (геометрическая, контурная, плоскорельефная, прорезная, накладная и карнизная);

- основы плетения из ивового прута, камыша, соломки, бересты;

- технику прорезной бересты;

- изготовление предметов быта из бересты;

- традиционное лоскутное шитье;

- плетение и ручное ткачество поясов и опоясков;

- особенности народной вышивки;

- символику и обереговое значение вышивки.

Освоить:

- приемы и технику выполнения русских узоров;

- технику плетения бисером;

- технику изготовления игрушек из соломки.

Приобрести:

- навыки и мастерство в изготовлении народной игрушки (дымковской, филимоновской, тульской);

- умения росписи по дереву (городецкая, полков-майданская, гжель);

Общими задачами воспитания и обучения декоративно-прикладному искусству являются:

- приобщение детей к народной культуре и традиционным ремеслам;

- развитие личности на основе пробуждения творческих способностей, обогащение её духовного мира;

- формирование представлений о красоте и гармонии;

- воспитание трудолюбия, уважению к людям труда и старшему поколению;

- воспитание бережного, заботливого отношения к родной природе;

- формирование специальных умений в создании произведений декоративно-прикладного творчества;

- сохранение и развитие самобытного искусства художественных традиций русского народа;

- воспитание умений общаться в коллективе на основе изучения народного прикладного искусства, его истории и традиций.

Можно выделить этапы эстетического познания учащимися народного искусства. С методической точки зрения важно, чтобы все эти этапы нашли свое отражение в учебно-воспитательной работе на уроке.

Первый этап. Эмоциональное восприятие учащимися произведения народного искусства.

Второй этап. Познание учащимися художественных качеств предметов народного творчества.

Третий этап Объяснение учащимся культурно-исторического смысла и научной ценности произведения народного творчества.

Четвертый этап. Углубление представлений учащихся о художественном образе.

Пятый этап. Сопоставление народной вещи с современными произведениями декоративно-прикладного искусства.

Шестой этап. Художественная практика детей, связанная с эстетическим освоением учащимися народного искусства.

Первый и второй этапы эстетического освоения учащимися народного искусства протекают в момент непосредственного восприятия детьми художественной вещи. Конечно, эффективнее, если это будет настоящий предмет, но можно использовать и фото, таблицы или изображение на слайде. Эстетический эффект воздействия художественной вещи можно усилить, привлекая литературные и музыкальные произведения. Исследователи народного творчества неоднократно указывали на общность художественных образов в песенном, сказочном и изобразительном творчестве народа. Так В.М. Василенко пишет: «Общий приподнятый и несколько торжественный характер крестьянского изобразительного искусства, говорящий о потребности в украшении, о некоторой своеобразной идеализации отдельных событий, предметов, может быть сопоставлен с такой же возвышенной трактовкой многих образов в фольклоре - в сказках, былинах, легендах, где герои их зовутся царями, царевичами, королевичами, со свадебными песнями, где выступают «бояре», «боярышни», «купцы», а жених с невестой величаются «князем и «княгиней».

Страницы: 1 2 3 4


Информация о ообразовании:

Воспитание в странах Западной Европы в эпоху возрождения
Эпохе Возрождения (XIV – XVI) человечество обязано признанием самоценности личности, достойной уважения и специального изучения. Витторино да Фельтре (1378 – 1446) – видный педагогический деятель своего времени. Новогуманистический образец воспитания зародился в недрах отдельных школ. В школе в Ман ...

Возможные формы организации профильного обучения
Предлагаемая концепция профильного обучения исходит из многообразия форм его реализации. Возможна такая организация образовательных учреждений различных уровней, при которой реализуется не только содержание выбранного профиля, но и предоставляется учащимся возможность осваивать интересное и важное ...

Проверка сочинений
При проверке сочинений учитель отмечает (начиная с пятого класса) тип ошибки на полях работы, пользуясь определёнными обозначениями. При этом он пользуется теми условными знаками, которые даны в учебниках русского языка или вводит свои, в том числе и всякого рода поощрительные замечания типа «Интер ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.agepedagog.ru