Разнообразные произведения декоративно-прикладного искусства, с которыми знакомятся школьники на уроках, помогают развивать в детях эстетическое отношение к действительности и любовь к родному краю. Удивительно интересны и бесконечно богаты пути эстетического воспитания детей с помощью декоративно-прикладного и народного искусства. Занятия по декоративно-прикладному искусству преследуют следующие конкретные цели и задачи:
Изучить:
- все виды резьбы по дереву (геометрическая, контурная, плоскорельефная, прорезная, накладная и карнизная);
- основы плетения из ивового прута, камыша, соломки, бересты;
- технику прорезной бересты;
- изготовление предметов быта из бересты;
- традиционное лоскутное шитье;
- плетение и ручное ткачество поясов и опоясков;
- особенности народной вышивки;
- символику и обереговое значение вышивки.
Освоить:
- приемы и технику выполнения русских узоров;
- технику плетения бисером;
- технику изготовления игрушек из соломки.
Приобрести:
- навыки и мастерство в изготовлении народной игрушки (дымковской, филимоновской, тульской);
- умения росписи по дереву (городецкая, полков-майданская, гжель);
Общими задачами воспитания и обучения декоративно-прикладному искусству являются:
- приобщение детей к народной культуре и традиционным ремеслам;
- развитие личности на основе пробуждения творческих способностей, обогащение её духовного мира;
- формирование представлений о красоте и гармонии;
- воспитание трудолюбия, уважению к людям труда и старшему поколению;
- воспитание бережного, заботливого отношения к родной природе;
- формирование специальных умений в создании произведений декоративно-прикладного творчества;
- сохранение и развитие самобытного искусства художественных традиций русского народа;
- воспитание умений общаться в коллективе на основе изучения народного прикладного искусства, его истории и традиций.
Можно выделить этапы эстетического познания учащимися народного искусства. С методической точки зрения важно, чтобы все эти этапы нашли свое отражение в учебно-воспитательной работе на уроке.
Первый этап. Эмоциональное восприятие учащимися произведения народного искусства.
Второй этап. Познание учащимися художественных качеств предметов народного творчества.
Третий этап Объяснение учащимся культурно-исторического смысла и научной ценности произведения народного творчества.
Четвертый этап. Углубление представлений учащихся о художественном образе.
Пятый этап. Сопоставление народной вещи с современными произведениями декоративно-прикладного искусства.
Шестой этап. Художественная практика детей, связанная с эстетическим освоением учащимися народного искусства.
Первый и второй этапы эстетического освоения учащимися народного искусства протекают в момент непосредственного восприятия детьми художественной вещи. Конечно, эффективнее, если это будет настоящий предмет, но можно использовать и фото, таблицы или изображение на слайде. Эстетический эффект воздействия художественной вещи можно усилить, привлекая литературные и музыкальные произведения. Исследователи народного творчества неоднократно указывали на общность художественных образов в песенном, сказочном и изобразительном творчестве народа. Так В.М. Василенко пишет: «Общий приподнятый и несколько торжественный характер крестьянского изобразительного искусства, говорящий о потребности в украшении, о некоторой своеобразной идеализации отдельных событий, предметов, может быть сопоставлен с такой же возвышенной трактовкой многих образов в фольклоре - в сказках, былинах, легендах, где герои их зовутся царями, царевичами, королевичами, со свадебными песнями, где выступают «бояре», «боярышни», «купцы», а жених с невестой величаются «князем и «княгиней».
Информация о ообразовании:
Особенности содержания и организации образовательного
процесса в колледже
Рассмотрим основные направления развития содержания среднего профессионального образования. Главное содержание деятельности специалиста среднего звена заключается в оценке, выборе и реализации наиболее эффективного и качественного из возможных решений профессиональных задач, разработке их нестандар ...
Воспитание и обучение
как основные категории педагогики
Любое теоретическое построение требует четкого разграничения между обыденными представлениями и научными знаниями. В обыденной речи воплощается повседневная практика воспитания и обучения. Научные понятия передают педагогический опыт и знания в обобщенной форме. К последним относятся: педагогически ...
Колыбельные как средство воспитания
ребенка раннего возраста
Название колыбельных песен идет от слова «колыбать», что означает колыхать, колебать, приводить в движение, качать, зыбать. Неслучайно и детскую кровать-качалку зовут колыбель, зыбка. Колыбельная песня предназначена младенцу, поет ее преимущественно мать, но зафиксированы случаи исполнения ее четыр ...