Основные положения этого метода заключаются в следующем:
1) необходимость систематического обучения в школах;
2) письмо и речь идут рука об руку;
3) обращается внимание на техническую, грамматическую (формальную) и материальную сторону языка;
4) при прохождении материальной стороны надо руководствоваться соображением, насколько тот или другой материал важен для жизни и для духовного развития человека;
5) пособиями могут служить - предметы, модели, картины и в первый год натуральные жесты.
Несмотря на общепризнанное преимущество метода чисто устной речи, в самой Германии возникло движение против него, при чем указывается, что для лиц со средними способностями усвоение его чрезвычайно трудно и дается ценой продолжительного времени, что речь легко забывается при отсутствии даже на короткий срок практики и т. п. Еще одного неудобства устной речи не могут не признать сами защитники ее: так как глухонемой слушает "глазами", то лицо говорящего должно быть сильно освещено, а губы не должны быть закрыты усами; далее, все внимание слушателя должно быть устремлено на рот говорящего, так что ведение общественных бесед немыслимо; между тем, жесты и знаки руками видны на относительно большом расстоянии, не требуют столь сильного освещения и потому мыслимы при больших собраниях глухонемых.
Глухонемой ребенок раньше всего инстинктивно прибегает к так называемым природным знакам. Так, например, если он голоден, он будет подражать акту еды и поднесет пальцы ко рту. Ребенок постарше изобразит воду, представляя пальцами падающий дождь или обеими руками изобразит процесс умывания. Желая дать понятие о камне, он складывает руку в кулак или прижимает кулаки друг о друга, или наклонится, будто схватывает камень с земли, и изобразит акт метания его и т. п. В учебных заведениях, в которых преподается мимическая речь, естественные знаки заменяются искусственными, так наз. ручной, или дактилологической, азбукой, которую ученик изучает одновременно с начертанием букв. Каждая буква алфавита изображается с помощью пальцев руки, при чем составляемые знаки имеют некоторое подобие букв писанных, как это видно из прилагаемой таблицы (см. Приложение 1). Учащемуся предъявляется одновременно предмет или рисунок, пишется его название и изображается условно знаками дактилологической азбуки. Учась письму, ребенок учится чтению. Путем продолжительного опыта он начинает различать и усваивать себе значение отдельных букв, а затем легко изучить уже и печатный текст. Путем долговременного навыка изложение мысли дактилологическими знаками совершается с быстротой, не уступающей процессу писания, тем более, что беседующие между собой прибегают к целому ряду мимических знаков, которые сокращают самый процесс беседы. Так, например, желая указать на процесс сна, беседующий кладет голову с закрытыми глазами на ладонь руки и т. д. Говорящий о себе, всегда указывает на себя указательным пальцем, а никогда не изобразит себя условной буквой "Я", хотя и имеющейся в алфавите.
Гораздо больше трудностей представляет изучение звуковой речи. Изучение производства звуков и сочетание их происходит чисто механически, так как произношение их не контролируется слухом. Помощью глухим при обучении служит зрение, соединенное с подражательностью. Обучение начинается с 7 - 9-летнего возраста, так как ранее от ребенка нельзя требовать достаточной внимательности, а позже, голос, вследствие отсутствовавшего упражнения голосовых связок, грубеет. Звук голоса получается тем, что выдыхаемая струя воздуха приводит голосовые связки в известное напряжение и суживает голосовую щель; сам же воздух выходит через нос и рот. Особенно большое участие принимают в производстве того или другого звука полость рта, язык и губы. Ясное выражение отдельных частей речи требует:
Информация о ообразовании:
Развитие движений у детей младшего возраста при помощи игровых ситуаций в
различных формах организации
В дошкольном возрасте закладываются основы всестороннего гармонического развития личности ребенка. Важную роль при этом играет своевременное и правильно организованное физическое воспитание, одной из основных задач которого является развитие и совершенствование движений. Развитие и совершенствовани ...
Место школьной библиотеки в информационно-образовательном пространстве
Вместе с меняющимся обществом и новыми задачами образования трансформируется деятельность библиотеки общеобразовательного учреждения. На этапе развития информационного общества школьная библиотека становится центром учебного процесса, а также площадкой для педагогических инноваций. Мощный, технолог ...
Организация и анализ методики исследования
В исследовании приняли участие две группы детей старшего дошкольного возраста по 10 человек в каждой. Экспериментальная работа проводилась на базе детского сада № 21 Первомайского округа г. Мурманска. Цель эксперимента - выявить уровень развития двигательных умений у детей старшего дошкольного возр ...