Методы развития ИСПД школьников

Страница 1

Исследования ученых показывают, что у 69% младших школьников индивидуальный стиль не сформирован. Так же они отмечают, что традиционные методы обучения не только не способствуют развитию ИСПД, но и ведут к «ломке» заложенных природой способов познания.

При подаче материала и осуществлении контроля над усвоением школьниками знаний в современной школе преобладает словесно-речевой способ. Из-за этого дети со словесно-знаковым познавательным стилем достаточно легко усваивают новую информацию, а ученики с визуальным, предметно-практическим и чувственно-сенсорным стилями при получении и воспроизведении знаний теряют около 30% информации, и оказываются не в самом выгодном положении. Из-за неправильно выбранного стиля подачи информации эти дети не совершают больших успехов в учебно-познавательной деятельности, их причисляют к группе «неуспевающих», «недисциплинированных» учащихся, «не способных» или «не желающих» учиться.

Используя эти данные можно выделить необходимые для формирования ИСПД аспекты:

учёт индивидуальных познавательных особенностей учащихся,

развитие познавательной мотивации, эмоционально-волевой и интеллектуальной сфер,

психологическое просвещение школьников,

обогащение способов познавательной деятельности.

Методы активного обучения способствуют развитию познавательной мотивации, положительного отношения к познавательной деятельности, волевых качеств учащихся в учебном процессе.

Необходимыми условиями формирования ИСПД является создание учителем в процессе обучения ситуаций успеха. Учебный материал должен быть эмоционально насыщенным, при этом педагог должен обращать внимание учеников не только на содержание осваиваемого материала, но и на способы его познания, придумывать задания, требующие применять знания в нестандартных ситуациях и творчески подходить к способам познавательной деятельности.

При формировании индивидуального стиля познавательной деятельности большую роль играет психологическое просвещение учащихся, под которым понимается проведение дополнительных занятий по развитию познавательных процессов учащихся (восприятия, памяти, мышления, воображения), выявлению индивидуальных различий в способах познания, самопознанию школьников и формированию доступных для младшего школьного возраста навыков рефлексии. Развить у школьников навыки рефлексии помогают диалогические формы обучения, введение в план урока рефлексивного этапа, а так же задания, требующие самоанализа.

Обогащающее обучение способствует расширению познавательного опыта учащихся на уроках с помощью эффективных приёмов познания. При этом не происходит «ломки» индивидуального своеобразия. Развитие индивидуальных свойств, способствующих достижению успеха в познавательной деятельности, и обучение механизмам компенсации недостатков проходит органично и не вызывая стресса.

Идеям обогащающего обучения соответствуют задания на развитие умений словарно-образного и сенсорно-словарного «перевода».

Таким образом, формирование индивидуального стиля познавательной деятельности школьников возможно, при условии когда:

— в образовательном процессе создаются указанные выше психолого-педагогические условия развития и актуализации стиля;

— организуется взаимосогласованная деятельность педагога, психолога, учащихся и их родителей;

— используются следующие педагогические средства: дифференцированная групповая и индивидуальная самостоятельная формы работы учащихся; эвристический, проблемный и исследовательский методы обучения; приёмы индивидуализированной работы с учащимися с различными познавательными стилями, стимулирования интереса к способам познавательной деятельности, развития рефлексии и умений саморегуляции; задания по обогащению познавательных умений.

В настоящее время в США в одной из школ проходит экспериментальное применение индивидуального стиля обучения (The Learning Style Approach), который основан на учёте индивидуальных особенностей каждого ученика, особенностей его психического развития, темперамента, типа нервной деятельности и т.п.

В этом учебном заведении ученики могут выбрать удобный именно для них способ работы: самостоятельно на мягких коврах или в группах за специальными столами для групповой работы.

Формы обучения здесь так же отличаются разнообразием: используются как чётко структурированные уроки под руковод­ством учителя, занятия в малых группах (парах, тройках и так далее). Происходит активное применение компьютерных технологий, которые помогают ученикам в индивидуальной деятельности.

Основные предметы, которые требуют обязательного пояснения со стороны педагога и его руководства, повторяются утром и закрепляются во второй половине дня.

Страницы: 1 2


Информация о ообразовании:

Понятие «отношение» к обучению в педагогической науке
Различные аспекты позитивного отношения детей к обучению, такие как познавательная потребность, познавательный интерес, личность учителя, эмоциональное отношение к обучению, учет индивидуальных особенностей ребенка, специфика взаимоотношений с ровесниками в учебной деятельности, были раскрыты в раб ...

Концептуальные позиции развития профессиональных деструкций личности
Основываясь на анализе литературы, сформулируем следующие концептуальные положения развития профессиональных деструкций личности: 1. Профессиональное становление сопровождается разнонаправленными онтогенетическими изменениями личности. Профессиональное развитие — это приобретения и потери, а значит ...

Особенности содержания и организации образовательного процесса в колледже
Рассмотрим основные направления развития содержания среднего профессионального образования. Главное содержание деятельности специалиста среднего звена заключается в оценке, выборе и реализации наиболее эффективного и качественного из возможных решений профессиональных задач, разработке их нестандар ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.agepedagog.ru