Из опыта методики обучения сочинению

Страница 1

Теории и практике обучения сочинению посвящено немалое число трудов. Фундаментальные концепции сочинения разрабатываются давно и основательно. Усилия учёных и методистов увенчиваются сотнями серьёзных пособий и рекомендаций учителю, как научить школьников создавать собственные речевые произведения на заданную тему. Вместе с тем проблема во многом остаётся нерешённой.

На основе проанализированных в процессе работы над рефератом статей, мы можем сделать вывод, что обучать школьников сочинению следует постепенно, начиная с первых дней пятого класса. Далее мы приведём выдержки из методических разработок Н.А. Филипповой и Т.С. Задуновой.

Н.А. Филиппова в своей статье «Искусство писать сочинение» делится следующим опытом:

«Я обычно беру пятиклассников и веду их 7 лет. Много внимания я уделяю тому, чтобы научить детей выражать свои непосредственные эмоции, впечатления словами.

1 сентября мои ученики получают красивые листки с написанным на них предложением: «Ура, я пятиклассник!». Им предлагается продолжить. Немного – 3–4 предложения! Получается интересно.

На третий день на доске чертится овал со словом осень внутри – и детям предлагается высказать мысли и чувства, которые вызывает у них это слово. Так в обиход детей вводится слово ассоциация. Позже мы будем расширять это ассоциативное поле, со временем в нем появятся и цитаты.

На пятый день мои ученики идут в лес, и там, у костра я их прошу послушать шум ветра в вершинах деревьев, посмотреть, как падают листочки, подставить лицо солнышку и сравнить его тепло с чем-нибудь (с летним солнцем, с поцелуем мамы, бабушки). Назавтра это пригодится для маленькой творческой работы.

Через неделю-другую дети идут в театр, а потом им предлагается написать 2–3 предложения вслед за мной: «И вот я в театре. Медленно гаснет свет. Поднимается занавес ». Ученики должны продолжить рассказ, и всегда в каждой работе я нахожу что-то интересное, потому что в ней отражаются душа ребенка, его видение театра, или спектакля, или зрителей.

Еще один вид работы – с цветными фотографиями: мы подбираем к ним части речи, словосочетания, составляя предложения и мини-рассказы на темы из экзаменационных пакетов: «Мир вокруг нас», «Как прекрасен этот мир», «Широка страна моя родная» и т.д.

Так начинается долгий путь к «большому» сочинению. А на этом пути столько интересных остановок!»

Также Н.А. Филиппова советует пользоваться дидактическими материалами из различных учебников, где ученикам предлагаются небольшие творческие задания с готовыми зачинами, пример такого задания:

в одной стране есть такая традиция. Главного врача больницы отправляют в длительную командировку. Если без него все идет так же, как при нем, он возвращается на прежнее место. А если хоть что-нибудь ухудшается, его переводят в рядовые врачи. Продолжите текст, расскажите о своей семье, о своей школе, начав словами: «Вот и у нас .».

В своих заданиях Н.А. Филиппова предлагает ребятам начинать не с общего, а с частного, не с абстрактного, а с конкретного, что делает задания более понятными для них, более обозримыми.

Схожей точки зрения придерживается Т.С. Задунова. Приведём цитату из её статьи «Искусство писать сочинение»:

«5-й класс - самый важный этап: если сейчас ребенок не познает радость творчества, то позднее вряд ли что удастся. Главная сложность для пятиклассников в том, что они от одного учителя пришли к нескольким, количество предметов выросло. Нужно учитывать так же то, что дети в этом возрасте очень любят рассказывать о себе. Почти на каждом уроке мы писали мини-сочинения (5–6 предложений): зарисовки о природе, времени года, погоде и т.д.; по сюжетным картинкам, о себе, о родных, сочинения-фантазии, анкеты и т.п. Например: «Что я больше всего люблю (не люблю)», «Моя любимая игрушка (телепередача, книга .)», «Как я помогаю дома», «Вечер в моей семье», «Мой путь до школы», «Если б я был . (волшебником, президентом .)», «О чем мне рассказала снежинка (капелька)», «Самое красивое облако», «На что похож(е,а) . цветок, сугроб, лист клена, радуга .». Параллельно происходит первое знакомство с такими понятиями, как тема, идея сочинения, стиль с особенностями построения текста.

Страницы: 1 2


Информация о ообразовании:

Общая характеристика недоразвития речи у детей
Впервые теоретическое обоснование ОНР было сформулировано в результате многоаспектных исследований различных форм речевой патологии у детей дошкольного и школьного возраста, проведенных. Р.Е. Левиной и коллективом научных сотрудников НИИ дефектологии (Н.А. Никашина, Г.А. Каше, Л.Ф. Спирова, Г.И. Жа ...

Возможные формы организации профильного обучения
Предлагаемая концепция профильного обучения исходит из многообразия форм его реализации. Возможна такая организация образовательных учреждений различных уровней, при которой реализуется не только содержание выбранного профиля, но и предоставляется учащимся возможность осваивать интересное и важное ...

Факторы формирования позитивного отношения у школьников к обучению
Осуществляемый учителями процесс обучения представляет собой развитую, многоаспектную систему, основными назначениями которой являются: •производство знаний; •передача знаний; •распространение знаний. Однако, передача знаний, по нашему мнению, должна базироваться на позитивном отношении к учению. В ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.agepedagog.ru