Формирование стиля межличностных отношений у психолога

Статьи по педагогике » Динамика представления о стиле межличностных отношений психолога » Формирование стиля межличностных отношений у психолога

Важную роль при формирование стиля межличностных отношений играет обучение в высшем заведении. Вузовское обучение имеет свои особенности, школьникам приходиться перестраивать свою мыслительную деятельность после школы. В ВУЗе совсем другие требования к изучению дисциплин, другое отношение преподавателей. Обучение в ВУЗе требует большей самостоятельности, ответственности. Требования предъявляются каждому абитуриенту на любой специальности, в том числе и студентам-психологам. Данные требования могут быть одинаковыми, но основным различием, отличающих технические специальности от специальности «Психология», выступает содержание предмета.

На данном этапе обучения кроме дисциплин, направленных прямо на изучение психологических знаний, преподается очень много общих предметов, которые формируют навыки обучения в вузе, таких как самостоятельная работа с учебниками и книгами, конспектирования лекций, эффективное слушание.

Так, в программе дисциплин на первом курсе, направленных на формирование профессионально-важных личностных качеств, есть такие дисциплины, как «Введение в профессию», «Психология общения», «Общая психология», «Психологический практикум». Уже на данном этапе у студентов-психологов формируется научное знание и представление по выбранной профессии, формируется культура профессионального общения, формируются теоретические основы психологической науки, а также конкретные знаниями, умениями и навыками работы с людьми.

На втором курсе количество специальных дисциплин увеличивается. Студенты получают знания по «Возрастной психологии», «Общей психологии», «Психологическому практикуму», «Психофизиологии».

Н.С. и Е.Ю. Пряжниковы выделяют следующие этапы профессионального формирования индивидуального стиля деятельности психолога:

На первом этапе важно осваивать профессиональную деятельность по уже отработанным схемам и процедурам, то есть научиться работать так, «как положено». Именно это гарантирует успешное выполнение поставленных задач.

На втором этапе уже более опытный специалист может позволить себе некоторые отступления от нормативно-одобряемых образцов работы, здесь возникает общая идея работы по-своему, постепенное проектирование и освоение всей деятельности по-новому, то есть формирование своего, индивидуального стиля профессиональной деятельности. [8,с.407]

Как мы видим, профессиональное становление – это долгий, трудоемкий процесс. Профессия психолога относиться к системе «Человек – Человек», поэтому этот тип профессии, по Е.А.Климову», определяется следующими качествами: устойчиво хорошее самочувствие в ходе работы с людьми, потребность в общении, способность мысленно ставить себя на место другого человека, быстро понимать намерения, помыслы, настроение других людей, быстро разбираться во взаимоотношениях людей, хорошо помнить и держать в уме знание о личных качествах многих и разных людей».

Необходимо определить, какие же качества важны психологам профессионалам. Опираясь на мнение Т. Лири, можно определить основные профессионально-важные личностные качества психолога. Психолог должен уметь слушать, слышать и помогать человеку в соответствии с поставленной проблемой; проявлять уверенность в общение, а особенно при решение какой-либо проблемы, быть собранным; быть искренним, прямолинейным, но в то же время тактичным. Можно добавить, что профессионал в данной области деятельности должен проявлять настойчивость в достижении поставленной цели, то есть с выраженной мотивацией достижения.


Информация о ообразовании:

Анализ урока
Перед нами часто встает проблема: по каким критериям оценивать современный урок, как лучше анализировать его эффективность и качество? На уроке, как в фокусе, концентрируется вся деятельность педагога, его научная подготовка, педагогические навыки, методические умения, способность организовать само ...

Понятие, структура и система образования в РФ
К сожалению, в современном мире большинство людей не достигают возможного уровня развития, и от этого очень много теряют сам человек, другие люди, государство, общество. Право на образование - основное и естественное право человека - имеет целью удовлетворение потребности человека в информации и не ...

Задачи на проценты
Процент – это сотая часть. наглядная иллюстрация процента может быть продемонстрирована на метровой школьной линейке с делениями по 1 см. В данном случае 1 см является сотой частью линейки, т.е. 1%. Можно дать следующие задания: показать на линейке 25%, 40% и т.д. назвать число процентов, которые п ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.agepedagog.ru