Инновационная деятельность современной сельской школы определяет не только культурную среду образовательного учреждения, но и способствует развитию культурной среды сельской семьи, других социальных институтов – библиотеки, клуба, музея. Очевиден тот факт, что в современных условиях сельская школа получила большие возможности для творчества, внедрения новшеств. И при этом очагом нововведений являются не сами по себе отдельно взятые школа или деревня, а наличие в той или иной местности определенных социокультурных условий, проблемных образовательных запросов и общественных структур, сообществ, обеспечивающих процессы обновления образования, переход сельской школы из режима функционирования в режим развития.
Этому также способствует то, что с начала XXI столетия сельская школа реализует ряд стратегически важных государственных постановлений. В частности:
- Концепцию модернизации российского образования;
- Концепцию реструктуризации сети общеобразовательных учреждений, расположенных в сельской местности;
- Концепцию профильного обучения на старшей ступени общего образования.
Большая роль образовательному учреждению на селе отведена также в осуществлении приоритетных национальных проектов «Образование», «Здравоохранение» и «Развитие АПК (агропромышленного комплекса) России».
Законодательные постановления, национальные проекты усиливают ориентацию сельских образовательных учреждений на социальный заказ, расширяют общественное участие в управлении образованием; повышают инновационную культуру учреждений образования; призывают осваивать современные образовательные и управленческие технологии; формируют образцы командной работы над проблемами развития образовательных систем; укрепляют финансовую самостоятельность учреждений, их ресурсное обеспечение; создают благоприятные условия для профессионального роста педагогических и руководящих кадров.
И в то же время, несмотря на потенциальные возможности, сельские школы вынуждены решать большое количество проблем, связанных с деятельностью в условиях нестабильного финансирования; старения и износа материально-технического обеспечения образовательных учреждений; утраты кадровой стабильности; изменившегося контингента учащихся в школе (резкое сокращение рождаемости, увеличение количества детей с нарушениями речи, психики, ослабленным здоровьем, не получивших дошкольного образования, детей «вне образования»); утраты школой основного партнера в осуществлении трудовой подготовки школьников (базового предприятия в лице колхоза, совхоза, иного агропромышленного предприятия); перераспределения шансов на получение полноценного образования (невозможность большинства сельских школ обеспечить высокий уровень образования учащимся, позволяющим конкурировать с городскими школьниками).
В распоряжении правительства РФ от 29.12.2001 №1756-р говорится: «Основой современной образовательной политики государства является социальная адресность и сбалансированность социальных интересов развитие образования как открытой государственно-общественной системы на основе распределения ответственности между субъектами образовательной политики и повышение роли всех участников образовательного процесса - обучающегося, педагога, родителей, образовательного учреждения»
Наиболее продуктивным и тесным в настоящее время является взаимодействие сельской школы с окружающей средой через различные разновозрастные объединения детей и родителей, через различные формы сотрудничества с семьей. Сотрудничество семьи и школы – одна из «вечных» проблем в педагогике и решалась по-разному в различные исторические эпохи. Сегодня, очевидно, что воспитать ребенка изолированно от общества нельзя. И хоть это общество и несовершенно, надо научить подрастающего человека оценивать и «фильтровать» социальные воздействия, принимать позитивное, отторгать негативное. В этом школе помогает семья.
Информация о ообразовании:
Решение задач на совместное движение
Начиная с 5-го класса, ученики часто встречаются с этими задачами. Еще в начальной школе учащимся дается понятие «общей скорости». В результате у них формируются не совсем правильные представления о скорости сближения и скорости удаления (данной терминологии в начальной школе нет). Чаще всего, реша ...
Сущность понятий память и внимание. Их психолого-педагогическая
характеристика
Внимание в жизни и деятельности человека выполняет много различных функций. Оно активизирует нужные и тормозит ненужные в данный момент психические и физиологические процессы, способствует организованному и целенаправленному отбору поступающий в организм информации в соответствии с его актуальными ...
Сложение и вычитание векторов
Сумма двух векторов Все сказанное пока еще не дает понятие вектора достаточно содержательным и полезным. Большую содержательность и богатую возможность приложений понятие вектора получает тогда, когда мы вводим своеобразную "геометрическую арифметику" - арифметику векторов, позволяющую ск ...