Организация взаимодействия образовательного учреждения с окружающим социумом

Статьи по педагогике » Организация взаимодействия образовательного учреждения с окружающим социумом

Стратегия реформирования российского общества, реализация национальных проектов «Развитие АПК», «Образование», «Здравоохранение», «Доступное и комфортное жилье» отвечают социальным ожиданиям и потребностям людей в качественном изменении жизни, в ее обновлении, преодолении многих кризисных явлений и устранении их причин.

Становление России как передовой цивилизованной европейской страны невозможно без развитого аграрного сектора, ведущая роль в создании которого принадлежит нынешним выпускникам сельских школ. А значит, возрастает роль сельской школы в подъеме экономики и социальном развитии села, в обеспечении психологической, социальной и профессиональной готовности выпускников школ к реформированию аграрного сектора и социальной сферы села.

Общеизвестно: интеллектуальный, экономический, культурный, духовный потенциал российского села XXI века во многом определит нынешняя молодежь. Развитие сельской России зависит от вклада сельской молодежи в модернизацию сельского хозяйства и социальное развитие села.

Сегодня многие исследователи задаются вопросом: почему за годы становления рыночной экономики в сельских регионах России не сформировалась «волна» молодых предпринимателей, способных реально повлиять на развитие многоукладной аграрной экономики и социальной сферы села? Почему в новых экономических условиях молодежь не сумела активно включиться в реформирование общества? Не смогла изменить ситуацию на селе? Более того – стала наименее защищенной и наиболее активно мигрирующей категорией сельских жителей? Да потому, что мало кто заботится о том, чтобы подростки были заинтересованы остаться в родной деревне, а не уехать в город после окончания школы, зачастую с полного согласия родителей.

Никто не отрицает: будущее российского села напрямую зависит от тех целей и ценностей, которыми руководствуется сегодня молодежь. Среди всех категорий сельского населения именно молодежь наиболее восприимчива к новым идеям и новациям и более адаптивна к новым условиям жизни. Ей присущи энергия, энтузиазм, жажда деятельности, мобильность, потребность в самореализации, в целом, – все те качества, которые особенно востребованы современной рыночной экономикой.

Но прежде чем ожидать от нынешних школьников стремления «поднимать село», надо вложить много сил в их воспитание, образование, здоровье, культурное развитие.

А пока субъектная позиция молодежи в преобразующей деятельности на селе во многом определяется объективными факторами развития конкретного поселения, реальными условиями, в которых ей предстоит жить и работать. Отсюда – поведение молодежи: активное или пассивное, конструктивное или деструктивное.

Очевиден взаимозависимый и взаимообусловленный характер развития производственной и социальной сфер села. Развитие сельского хозяйства возможно, если будут созданы нормальные социальные условия жизни, при которых молодежь будет оставаться на селе. В то же время очевидно и другое: только развитие сельскохозяйственного производства может в ближайшем будущем обеспечить развитие социальной сферы села.

Сельская школа, являясь важным звеном в системе жизнеобеспечения села, формирует интеллектуальный и трудовой потенциал сельского социума. Она призвана так обучать и воспитывать детей, чтобы многие из них могли успешно жить и работать на селе.

Российская сельская школа была и останется тем социальным институтом, на который при любом общественном строе, в любых социально-экономических условиях возложена миссия подготовки новых поколений аграриев – как специалистов разного уровня, так и крестьян – владельцев и пользователей земли. Сейчас эта проблема становится, без преувеличения, и проблемой национальной безопасности.

Вместе с тем современная сельская школа функционирует, не имея государственного заказа на подготовку учащихся к жизни и труду в агросоциуме. В современном обществе социальный заказ сельской школе формируется не только государством, но и обществом: родителями, сельхозпредприятиями, местным сообществом. Большинство субъектов сельских сообществ заинтересованы в таком воспитании личности, которое ориентировало бы ее на созидательную, преобразующую деятельность в социуме, и в таком ее образовании, которое бы вооружило знаниями, необходимыми для жизни в агросоциуме.

Историко-педагогический анализ развития сельской школы России показывает: только социально ориентированная деятельность сельской школы как образовательного звена сельского поселения может создать реальные предпосылки для выполнения социумом социально-экономических, социально-культурных, социально-педагогических функций. Являясь динамичной образовательной структурой сельского поселения, сельская школа потенциально располагает значительными ресурсами для опосредованного решения важнейших социально-экономических, социально-культурных, демографических, социально-педагогических проблем сельского социума, тем самым обеспечивая устойчивое развитие агропромышленного комплекса, социальной сферы села и сельских территорий.

Сельская школа – составная часть сельского социума. И она не может развиваться в отрыве от него, а только во взаимосвязи с социально-экономическим и социокультурным развитием села.

В образовательном пространстве России 68,9 % школ – сельские, их доля в региональных системах образования гораздо выше, чем городских.

Сельская школа – самое массовое общеобразовательное учреждение страны, активно влияющее на социальную ситуацию на селе.

Сельские общеобразовательные школы по своим базовым характеристикам очень разные: пригородные и расположенные в отдаленных населенных пунктах, малочисленные и не уступающие по численности крупным городским школам, расположенные в поселках городского типа и в маленьких деревнях, национальные и многонациональные, начальные, основные, средние; школы-комплексы и агрошколы, учебно-воспитательные комплексы и школы с группами продленного дня по месту жительства, школы с углубленным изучением отдельных предметов и школы полного дня, функционирующие в неповторимом социокультурном и производственном окружении, в различных региональных условиях. Общий критерий, по которому все сельские школы условно можно объединить в одну группу, – их месторасположение (сельская местность).

В условиях демографического кризиса, миграции сельской молодежи, наиболее образованной и перспективной части сельского социума, в город и нестабильной работы сельхозпредприятий, совершенно очевидно, что сеть общеобразовательных школ не может оставаться прежней. Сегодня идет процесс сокращения численности сельских школ, их реорганизации, укрупнения. Вместе с тем форсирование процесса закрытия малочисленных школ губительно для сельского образования, ибо в большинстве регионов страны большая часть школ, расположенных на селе, становятся малочисленными.

Сегодня надо признать: малочисленность сельской школы составляет специфическую особенность российского образования. В данной связи акцент надо делать на обеспечение эффективности работы малочисленных школ, ибо наличие школы в сельском поселении как таковой влияет на стабилизацию социокультурной ситуации на селе, развитие АПК, сохранение жизнеспособности сельских территорий.

Осуществляя свою образовательную деятельность в условиях модернизации российского образования, реструктуризации сети общеобразовательных учреждений, расположенных на селе, профилизации старшей школы, реформирования агропромышленного комплекса и социальной сферы села, сельская школа нуждается в стратегии ее развития как фактора влияния на социальные процессы на селе.

Образование в настоящее время становится важнейшим условием жизненной успешности человека, определяющим фактором развития и выживания самого общества. Развитие и модернизация системы образования России объявлено одним из важнейших приоритетов в социальной политике государства.

В связи с процессом оптимизации образования, в центре обсуждения оказалась судьба малокомплектных сельских школ. Экономисты с цифрами в руках доказывают неэффективность этих образовательных учреждений, психологи утверждают, что выпускники таких школ плохо адаптированы к жизни, чиновники отмечают, что нет денег, чтобы обеспечить обучающихся данных школ качественным образованием. На защиту школ встали местные жители. И возник вопрос: А какую действительно роль на селе играют неэффективные малокомплектные школы? В результате был сделан вывод, что школа на селе играет куда большую роль, чем в городе. Сельская школа, какой бы она не была, социокультурный центр, вокруг которого и сосредотачивается общественная жизнь села.

Цель данной работы: изучить и обобщить опыт по организации взаимодействия образовательного учреждения с окружающим социумом (на примере МБОУ «Краснооктябрьская СОШ» Шумерлинского района Чувашской Республики).


Информация о ообразовании:

Советский период художественного образования
Первые опыты Советское общество конца 20-х начала 30-х годов ощущает недостатки в системе художественного образования. Ослабление связей с традициями академической школы изобразительного искусства. В начале 20-х годов во многих школах детей не учили правильному, реалистическому рисованию. Абстрактн ...

Пути воспитания внимания
Видное место в воспитании непроизвольного внимания занимает формирование у детей умения видеть и слышать, подмечать окружающее, наблюдать факты и явления, причем делать это без особых усилий, в силу постоянного стремления как можно полнее и лучше ознакомиться с действительностью. Для этого следует ...

Особенности формирования произносительной стороны речи у детей с ДЦП
Цель констатирующего эксперимента - определение формирования произносительной стороны речи у детей с ДЦП. Для достижения указанной цели были поставлены следующие задачи: 1. Охарактеризовать состояние сформированности произносительной стороны речи у детей с ДЦП. 2. Выявить особенности логопедической ...

Категории

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.agepedagog.ru