Обучая детей игре, становится очевидной другая проблема – трудность руководства этим видом деятельности. Т.е. возможность руководства игрой с помощью речи очень ограничена. Обычно на первых порах обучения это показ и совместное действие, что не может сначала вызвать творчества ребенка, но может и вызывает действие по подражанию, которое становится основным для игры элементом. Игра не может быть сформирована лишь на основе отдельных навыков. Для ее формирования необходим и определенный уровень общего развития ребенка. В игре у ребенка не только формируются какие-либо практические навыки, идет развитие речи и общения, но и формируется и корректируется личность ребенка.
Например, в игре формируется такое качество личности ребенка, как саморегуляция действий с учетом задач коллективной деятельности. Важнейшим достижением является приобретение чувства коллективизма. Оно не только характеризует нравственный облик ребенка, но и перестраивает существенным образом его интеллектуальную сферу, так как в коллективной игре происходит взаимодействие различных замыслов, развитие событийного содержания и достижение общей игровой цели. В игре дети получают первый опыт коллективного мышления. Это обстоятельство имеет принципиальное значение, поскольку будущее ребенка связано с общественно полезным трудом, требующим от его участников совместного решения задач, направленных на получение общественно полезного продукта.
Использование игры в коррекционных и терапевтических целях в психологической практике исторически связано с теоретическими традициями психоанализа. Начало игровой терапии было положено еще в двадцатые годы прошлого столетия в работах Г. Гут-Гельмут (1926), М. Клейн (1927), А. Фрейд (1991), а уже в 1924 году, выступал на I Конгрессе Германских психоаналитиков, К. Абрахам, подводя итоги обсуждения доклада М. Клейн об использовании новой аналитической техники при работе с детьми, заключил, что будущее психоанализа лежит в игровой технике. Развитие теории и практики использования игры в терапевтических и коррекционных целях длительное время осуществлялось в рамках двух подходов – первоначально в психоаналитическом (М. Клейн, А. Фрейд), а начиная с 50-х г. – в гуманистически ориентированном подходе (Г. Лэндрет, 1994; К. Роджерс, 1951). Каждый из подходов реализовал в игровой терапии свое собственное представление о психологической сущности игры, механизмах ее коррекционно-развивающего воздействия и об эффектах в развитии, определяющих позитивную роль игры для развития личности ребенка.
В последнее время можно наблюдать значительное возрастание интереса к использованию метода игровой терапии и в нашей стране (А.И. Захаров, 1982; А.С. Пиваковская, 1989; В.В. Столин, 1989 и др.). Очевидно, выступает тенденция продуктивного творческого переосмысления и обогащения теории и практики игротерапии на основе теории психического развития ребенка и теории детской игры, разработанной в трудах Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина. Рассмотрим указанные подходы более подробно.
Психоаналитический подход.
В психоаналитической практике игра рассматривалась как символическая деятельность, в которой ребенок, будучи свободен от давления и запретов со стороны социального окружения, с помощью игрушек, игровых действий с ними и ролей в особой символической форме выражает свои бессознательные импульсы и влечения. Основными механизмами коррекционного воздействия в игротерапии в рамках психоаналитического подхода выступали следующие процессы.
Информация о ообразовании:
Диагностика уровня речевых умений у детей старшего
дошкольного возраста
Прежде, чем приступить к количественному и качественному исследованию, кратко остановимся на общей характеристике особенностей нашей предстоявшей работы. Диагностируя уровень речевых умений у детей старшего дошкольного возраста, мы использовали тестирование, эксперимент, а также анализ продуктов де ...
Фонематический слух и его роль в обучении младших школьников русскому языку
Перейдем к вопросу о практической значимости фонетических знаний. Прежде всего, подчеркнем, что фонетические знания и умения являются предпосылкой формирования всех 4 видов речевой деятельности: понимания, говорения, чтения и письма. Действительно, чтобы адекватно воспринимать слышимую речь, нужно ...
Социально-культурные технологии в организации досуга детей в
оздоровительных лагерях
Лагерь с дневным пребыванием учащихся призван создать оптимальные условия для полноценного отдыха детей. Летний лагерь является, с одной стороны, формой организации свободного времени детей младшего школьного возраста, с другой – пространством для оздоровления, развития художественного, техническог ...