Роль игры-драматизации в формировании адекватной самооценки у детей старшего дошкольного возраста с нарушением слуха

Статьи по педагогике » Особенности становления самооценки у детей старшего дошкольного возраста с нарушением слуха » Роль игры-драматизации в формировании адекватной самооценки у детей старшего дошкольного возраста с нарушением слуха

Страница 1

Игра-драматизация является одним из удобных и естественных способов психического развития детей с нарушениями слуха, но ввести ее в стандартную сетку воспитательно-развивающей работы в специальном дошкольном учреждении сложно. Так Г.Л. Выгодская (1975) отмечала, что для игры детям с нарушением слуха в детских садах отводится очень мало времени. В основном свободное от занятий, время тратится на режимные моменты и на развития речи. Отведенное для игр время необходимо разделить для дидактических, подвижных, сюжетно-ролевых и т.п. В итоге для игр-драматизации времени почти не остается. По мнению исследователя, необходимо отводить специальное время для сюжетно-ролевых игр в режиме дня детей с нарушением слуха. Кроме того, требуется предварительная подготовка детей к восприятию нового материала, активация потенциальных возможностей детей и, наконец, готовность самого педагога.

Так как умению играть детей с нарушением слуха необходимо специально обучать, то на предварительном этапе необходимо научить детей принимать на себя тот или иной образ, изображать с помощью мимики, жестов, пантомимики характерные для изображаемого героя черты и признаки.

Предварительный этап включает в себя этюды и первые игры-пробы, как первые шаги вглубь нового и интересного мира. Дети учатся взаимодействовать на качественно ином уровне, демонстрирующим с больной остротой и многие личностные и коммуникативные особенности, душевные состояние, фантазийные способности и пр. Первоначально игры носят познавательно – занимательный характер, в дальнейшем усложняются, увеличивается количество персонажей, требуется самостоятельная работа ребенка в проработке образов героев, требуется достаточно высокий уровень развития фантазии и выразительных возможностей.

В соответствии с результатами диагностического обследования определяется система этюдов и упражнений, направленных на:

1) конкретизацию знаний и представлений детей с нарушением слуха о вербальных и, тем более, невербальных средствах выразительности;

2) координацию двигательных и речевых актов;

Реализация обучающего этапа ведется в соответствии с выделенными направления построения игры-драматизация (сюжет и собственно игра). Для пробных игр и для традиционных игр-драматизации подбирается доступный для восприятия детей с нарушением слуха речевой и игровое материалы, сюжеты, небольшие по количеству персонажей и объему действий, и используются понятные и близкие детям способы решения поставленных в них проблем.

Составной частью второго направления построения собственно игровой деятельности дошкольников с нарушениями слуха выступает соответствие следующим условиями:

1) должно быть отведено специальное время для сюжетно – ролевых игр, для дидактических, для подвижных, т.е. времени необходимо больше. И ничем другим его заменять нельзя;

2) дети должны быть обеспеченны необходимыми для игр игрушками и должны уметь ими пользоваться;

3) необходимо осуществлять повседневное руководство играми детей умению играть.

Очень существенными условиями для развития игр детей является достаточный ассортимент игрушек в каждой группе. А.С. Макаренко называл игрушки материальным центром игры.

Игрушки в игровой комнате должны быть расположены на видном месте, так чтобы было удобно ими пользоваться и ставить их обратно, чтобы они были в порядке. Необходимо воспитывать бережное отношение к ним.

Так же должны быть не сложные костюмы (или их элементы) для сюжетно-ролевых игр (для перевоплощения).

Детям необходимо показать разные способы действия с той или иной игрушкой. Необходимо учить детей с нарушением слуха использовать в игре предметы-заместители с учетом следующего:

1) знакомый предмет труднее принимается ребенком в роли заменителя, чем малознакомый (карандаш в роли пипетки воспринимается сложнее, чем палочка);

2) пока ребенок не знает твердо названия заменяющего предмета, его свойств и назначения, нельзя заменять его в игре условным предметом;

4) предмет должен быть функционально пригоден к выполнению роли заменителя, т.е. должен обладать свойствами, позволяющими совершать те действия, которые выполнялись с заменяемым предметом.

5) предмет не должен содержать противоречащие заменяемому предмету свойства.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Информация о ообразовании:

Игра-драматизация как форма коррекционной работы с детьми с нарушением слуха
Материал предыдущего параграфа позволяет с достаточным основанием рассматривать игру не только как обязательную принадлежность детства, но и как значимый элемент социально-педагогической системы, целенаправленно используемый обществом для подготовки детей к «взрослой» жизни. Отношение к игре как ср ...

Роль искусства в лечении умственно отсталых детей
На протяжении всей истории специальной психологии и коррекционной педагогики исследователи искали методы, сочетающие в себе высокую диагностическую и коррекционную направленность. Уже в начале XX века психиатры и психологи выделяли изобразительную деятельность в качестве одного из важнейших средств ...

Работа ГУСО "Комплексный центр социального обслуживания населения" Палласовского района
До недавнего времени "Комплексный центр социального обслуживания населения Палласовского района" назывался ГУСО "Палласовский центр социальной помощи семье и детям". На базе учреждения функционировало "Реабилитационное отделение для детей и подростков с ограниченными возмож ...

Категории

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.agepedagog.ru