Роль игры-драматизации в формировании адекватной самооценки у детей старшего дошкольного возраста с нарушением слуха

Статьи по педагогике » Особенности становления самооценки у детей старшего дошкольного возраста с нарушением слуха » Роль игры-драматизации в формировании адекватной самооценки у детей старшего дошкольного возраста с нарушением слуха

Страница 1

Игра-драматизация является одним из удобных и естественных способов психического развития детей с нарушениями слуха, но ввести ее в стандартную сетку воспитательно-развивающей работы в специальном дошкольном учреждении сложно. Так Г.Л. Выгодская (1975) отмечала, что для игры детям с нарушением слуха в детских садах отводится очень мало времени. В основном свободное от занятий, время тратится на режимные моменты и на развития речи. Отведенное для игр время необходимо разделить для дидактических, подвижных, сюжетно-ролевых и т.п. В итоге для игр-драматизации времени почти не остается. По мнению исследователя, необходимо отводить специальное время для сюжетно-ролевых игр в режиме дня детей с нарушением слуха. Кроме того, требуется предварительная подготовка детей к восприятию нового материала, активация потенциальных возможностей детей и, наконец, готовность самого педагога.

Так как умению играть детей с нарушением слуха необходимо специально обучать, то на предварительном этапе необходимо научить детей принимать на себя тот или иной образ, изображать с помощью мимики, жестов, пантомимики характерные для изображаемого героя черты и признаки.

Предварительный этап включает в себя этюды и первые игры-пробы, как первые шаги вглубь нового и интересного мира. Дети учатся взаимодействовать на качественно ином уровне, демонстрирующим с больной остротой и многие личностные и коммуникативные особенности, душевные состояние, фантазийные способности и пр. Первоначально игры носят познавательно – занимательный характер, в дальнейшем усложняются, увеличивается количество персонажей, требуется самостоятельная работа ребенка в проработке образов героев, требуется достаточно высокий уровень развития фантазии и выразительных возможностей.

В соответствии с результатами диагностического обследования определяется система этюдов и упражнений, направленных на:

1) конкретизацию знаний и представлений детей с нарушением слуха о вербальных и, тем более, невербальных средствах выразительности;

2) координацию двигательных и речевых актов;

Реализация обучающего этапа ведется в соответствии с выделенными направления построения игры-драматизация (сюжет и собственно игра). Для пробных игр и для традиционных игр-драматизации подбирается доступный для восприятия детей с нарушением слуха речевой и игровое материалы, сюжеты, небольшие по количеству персонажей и объему действий, и используются понятные и близкие детям способы решения поставленных в них проблем.

Составной частью второго направления построения собственно игровой деятельности дошкольников с нарушениями слуха выступает соответствие следующим условиями:

1) должно быть отведено специальное время для сюжетно – ролевых игр, для дидактических, для подвижных, т.е. времени необходимо больше. И ничем другим его заменять нельзя;

2) дети должны быть обеспеченны необходимыми для игр игрушками и должны уметь ими пользоваться;

3) необходимо осуществлять повседневное руководство играми детей умению играть.

Очень существенными условиями для развития игр детей является достаточный ассортимент игрушек в каждой группе. А.С. Макаренко называл игрушки материальным центром игры.

Игрушки в игровой комнате должны быть расположены на видном месте, так чтобы было удобно ими пользоваться и ставить их обратно, чтобы они были в порядке. Необходимо воспитывать бережное отношение к ним.

Так же должны быть не сложные костюмы (или их элементы) для сюжетно-ролевых игр (для перевоплощения).

Детям необходимо показать разные способы действия с той или иной игрушкой. Необходимо учить детей с нарушением слуха использовать в игре предметы-заместители с учетом следующего:

1) знакомый предмет труднее принимается ребенком в роли заменителя, чем малознакомый (карандаш в роли пипетки воспринимается сложнее, чем палочка);

2) пока ребенок не знает твердо названия заменяющего предмета, его свойств и назначения, нельзя заменять его в игре условным предметом;

4) предмет должен быть функционально пригоден к выполнению роли заменителя, т.е. должен обладать свойствами, позволяющими совершать те действия, которые выполнялись с заменяемым предметом.

5) предмет не должен содержать противоречащие заменяемому предмету свойства.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Информация о ообразовании:

Формирования эвристических приёмов при обучении математике школьников 5-6-х классов
По мнению многочисленных исследователей (П.Я. Гальперин, И.Я. Лернер), именно творческая или «проблемная познавательная задача» является формой передачи опыта эвристической деятельности, основным средством формирования творческого мышления. Сущность такой задачи состоит в том, что на основе некотор ...

Особенности преподавания дисциплины "Безопасность жизнедеятельности" в заочном ВУЗе
События, происходящие в нашей стране в последнее время, вызвали глубокие изменения во всех сферах общественной жизни. Увеличение частоты стихийных бедствий, числа промышленных аварий и катастроф, опасных ситуаций социального характера, низкий уровень профессиональной подготовки специалистов, отсутс ...

Сенситивные периоды развития скоростно-силовых качеств
В процессе индивидуального развития человека (онтогенеза) происходит неравномерный прирост физических качеств. Кроме того, установлено, что в отдельные возрастные этапы некоторые физические качества не только подвергаются качественным изменениям (развитию) в тренировочном процессе, но даже уровень ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.agepedagog.ru