Роль игры-драматизации в формировании адекватной самооценки у детей старшего дошкольного возраста с нарушением слуха

Статьи по педагогике » Особенности становления самооценки у детей старшего дошкольного возраста с нарушением слуха » Роль игры-драматизации в формировании адекватной самооценки у детей старшего дошкольного возраста с нарушением слуха

Страница 2

Трудности формирования адекватной самооценки является предметом коррекционного воздействия пробных и традиционных игр-драматизаций. В каждой конкретной игре-пробе ребенок с нарушением слуха в доступной и свободной форме приобретает навыки обращения со специфическим видом кукол, развивает собственные выразительные возможности, приобретает опыт коллективного творчества.

Постепенный переход от свободной демонстрации игры к традиционной игре связан с необходимостью поместить детей в достаточно строгие рамки межличностного взаимодействия. Это значит, что традиционная игра-драматизация приучает детей к традиционным формам работы в игре. Но трудность привития детям навыков в игре-драматизации заключается в том, что дети предпочитают возвращаться к стереотипной предметной игре в случае, если игра-драматизация вызывает какое-либо затруднение. (по Г.Л. Выгодской, 1975 г.)

Основным отличием традиционной игры-драматизации дошкольников с нарушением слуха от традиционной игры-драматизации слышащих детей является наличие обучающего этапа, включающего разнообразные этюды и короткие игры, в которых дети побуждаются к творческой деятельности. Непосредственно в игре-драматизации уделяется большое внимание правильности мимического и пантомимического оформления действий куклы.

Следовательно, игра-драматизация базируется на основных достижениях предварительного этапа, который состоит из этюдов, и из традиционных игр-драматизаций. Такое построение подготовительного этапа связано с теми ролями, которые играют каждая его составная часть в процессе овладения дошкольниками игрой-драматизацией. Этюды дают возможность детям экспериментировать со своим лицом, жестами, адекватно воспринимать чувства партнеров и отражать собственные в общении. Традиционная игра-драматизация обеспечивает апробацию и упражнение в новом виде игры с участием куклы-образа, а также прививает детям дисциплинированные навыки. Всё вместе это создает необходимую предпосылку к развитию творческого потенциала детей с нарушениями слуха. (по Корниловой И.Г.)

Первое направление игры-драматизации – создание сюжета для коррекции трудностей формирования самооценки, протекает в форме общения педагога с детьми.

Сюжет игры:

- сообщение предварительных сведений о герое, его окружении и т.п.;

- предложение завязки игры (проблемной ситуации);

- предложение решений проблемы (детьми с помощью взрослого, самими детьми, только взрослым);

- выбор подходящего решения (самим взрослым или с участием детей);

- эмоционально положительная развязка.

Игра начинается с беседы, плавно переходящей в иллюстрируемый детьми и экспериментатором рассказ. Важно выявить необходимое количество времени, в течение которого ничто не будет отвлекать группу. Беседа может начинаться с разного рода историй, вымышленных или подлинных, требующих продолжения, подача которых осуществляется экспериментатором в соответствии с задачами коррекционного процесса. Продолжение будет придумано детьми, «здесь и сейчас», если пользоваться психоаналитической лексикой.

Взрослый играет ведущую роль, т.к. он делает первые шаги в построении игрового общения с детьми: предлагает их вниманию предварительные сведения о сказочном герое и те события, которые составляют завязку сюжета, активизирует на участие в обсуждении.

Но детям с нарушением слуха трудно оторваться от реальности, на что могут влиять следующие причины:

- ребенку «неудобно», стыдно быть откровенным при взрослом и сверстниках;

- в силу сложившейся традиции авторитаризма взрослого, ребенок стремится дать правильный ответ, предугадать реакцию взрослого на свои слова;

- не хватает выразительных возможностей для воплощения своего замысла;

- образы, используемые в качестве метафор, аналогий, символов бедны, фрагментарны и непоследовательны, из-за низкого развития речи;

- отсутствует потребность в создании и воспроизведении метафор;

- отсутствует интерес к такой игре.

Часть этих причин теряет свою значимость тогда, когда дети попадают в ситуацию свободного общения со взрослым, который демонстрирует им поддержку, заботу, принятие разных вариантов их высказываний. Но имеются объективные причины, связанные с наличием у детей дефекта слуха, поэтому на предварительном этапе следует продолжить работу по формированию необходимых выразительных навыков, с помощью практических действий этюдов и упражнений обогащать образы внешнего мира. Так, одна из причин, охарактеризованная нами как снижение интереса к игре-драматизации, связана с отсутствием у детей необходимых навыков восприятия игры, обусловлена бедностью их чувственного опыта.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Информация о ообразовании:

Типология элективных курсов по математике
Выполненный нами в ходе исследования анализ педагогической, методической литературы показал, что существует несколько типологий элективных курсов. По разрешаемым задачам. Элективные курсы выполняют ряд задач: 1. Создать условия для того, чтобы ученик утвердился или отказался от сделанного им выбора ...

Методические рекомендации для учителей начальной школы
§ Формирование межэтнической толерантности необходимо осуществлять с учетом культурных особенностей, традиций, обычаев наций и народностей детей, представленных в классе. § Вносить изменения в содержание, формы и методы внеклассной работы, что позволяет развивать у младших школьников способность к ...

Методы, приемы и средства обучения. Их выбор и реализация для достижения основных дидактических целей
Метод обучения – способ организации учебно-познавательной деятельности учащихся. В процессе обучения метод выступает как упорядоченный способ взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся по достижению определенных учебно-воспитательных задач. Прием обучения – это составная часть или отдельная ст ...

Категории

Copyright © 2022 - All Rights Reserved - www.agepedagog.ru