Роль игры-драматизации в формировании адекватной самооценки у детей старшего дошкольного возраста с нарушением слуха

Статьи по педагогике » Особенности становления самооценки у детей старшего дошкольного возраста с нарушением слуха » Роль игры-драматизации в формировании адекватной самооценки у детей старшего дошкольного возраста с нарушением слуха

Страница 4

В процессе собственно игры-драматизации использование ширмы вовсе не обязательно. Внимание детей повышается, если кукла, с её характерными движениями, становится настоящими маленьким человечком, свободно передвигающимся в пространстве игровой комнаты. Подвижность игровых персонажей и самих детей в игровой комнате имеет свои плюсы:

- зрительный контакт одновременно с куклой партнера, самим партнером и с собственной куклой, а также учет иных параметров игры (игровой территории, расположения партнёров, их эмоционального настроя и действий, необходимости придерживаться мнения сюжета и пр.) развивает внимание, способности к анализу и синтезу, способствует физическому и психическому совершенствовании детского организма;

- то, что ребенок одновременно владеет обоими планами восприятия (реальным и воображаемым) делает его чувствительным к воздействиям партнера, тем более что непосредственный контакт позволяет видеть реакцию по его мимике, жестовой или дактильной речи, выразительным действиям;

- совершенствуются способы транслирования собственных внутренних состояний (по Стрелковой Л.П., 1978).

Но, возможно ширма ребенку понадобится в качестве защиты, когда этот мир кажется враждебным его раскрывающемуся хрупкому внутреннему «я». Это момент просто обговаривается с ребенком до игры или вместо ширмы использовать стол или стул.

Педагогу нужно быть готовым к тому, что в ходе игры кое-кто из детей может забыть свою роль, сознательно изменить её, нарушить дисциплинарные рамки, с чем изменится и вся игра-драматизация. Существует возможность разрушения игры неадекватными действиями, т.к. игра позволяет не только рассказать, но и «отыграть» негативный опыт, отрицательные эмоции, выразить тревоги, апробировать новые идеи и способы выражения своего «я». В таком случае, если педагог должен вмешиваться в ход игры, или если видит, как негативизм одного ребёнка заражает других. Достаточно будет того, что дети увидят недовольство взрослого, который вернёт игру в прежнее русло.

В такие моменты взаимоотношения взрослого с детьми очень важны для становления самооценки детей с нарушением слуха старшего дошкольного возраста. Оценка взрослого играет большую роль в формировании у ребенка оценки собственной деятельности и деятельности своих сверстников.

М.И. Лисина, Е.Л. Лэндрет, К. Роджерс, Л.И. Уманец, Д.Б. Эльконин и др. говорили о том, что для ребёнка дошкольного возраста, как нормально развивающегося, так и с нарушениями слуха, взрослый является образцом подражания, источником новых знаний, кроме того, дети испытывают потребность в признании и приятии взрослым, стремятся завоевать его внимание и любовь. Поэтому взрослый может использовать на своих занятиях это стремление как возможность показать детям, как необходимо действовать в границах социально приемлемого поведения.

В исследованиях Л.И. Уманец (1984), посвященных исследованию формирования самооценки старших дошкольников с нарушением слуха в игровой деятельности, рассматривается влияние оценок взрослого, группы в целом на формирование самооценки у каждого ребенка.

Повышение активности и сознательности детей дошкольного возраста означает, прежде всего, развитие у них способности правильно оценивать собственные возможности при достижении определенных целей в различных видах деятельности и одновременное формирование умения согласовывать свои действия с интересами и потребностями других людей. Названные особенности проявления самосознания ребенка-дошкольника является необходимым условием подготовки его к школьному обучению.

Условиями формирования самооценки являются такие формы оптимизации оценочных отношений старших дошкольников, при которых:

а) объектом самооценки и оценки выступают личностные достоинства ребенка в качестве исполнителя игровых ролей и партнера по игровому общению;

б) самооценки и ожидаемая оценка группы становятся мотивационными компонентами совершенствования самого процесса игры и игровых взаимоотношений на нравственной основе;

в) обогащается положительный групповой и индивидуальный опыт оценивания детьми себя.

При этом важным фактором оптимизации оценочных отношений служит организация игровой деятельности дошкольников воспитателем (педагогом), благодаря чему осуществляется практическое усвоение детьми нравственных критериев при оценке себя и друг друга и развивается способность правильно рефлексировать оценку игровой группы.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Информация о ообразовании:

Проведение профориентационных занятий
Внесение производственной информации и элементов профессионального труда в материал занятий по трудовому обучению школьников. Это могут быть: производственные иллюстрации и практические примеры; задачи и упражнения с практическим содержанием; учебно-практические и лабораторно-практические работы, б ...

Пути решения проблемы в системе образования РФ
Изучение системы государственной политики в области образования приобретает в настоящее время особую актуальность. Объясняется это тем, что в настоящее время в Российской Федерации проводятся сразу две крупномасштабные реформы, напрямую затрагивающие данную проблему - административная реформа и реф ...

Анализ кружковой работы по физическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОУ "Колокольчик"
При определении результатов проведенного диагностирования нами были использованы различные методы спортивно-тренировочного комплекса, которые способствуют развитию и выявлению уровня тренированности скоростно-силовых способностей у детей дошкольного возраста, руководствуясь тем положением, что цель ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.agepedagog.ru