В процессе собственно игры-драматизации использование ширмы вовсе не обязательно. Внимание детей повышается, если кукла, с её характерными движениями, становится настоящими маленьким человечком, свободно передвигающимся в пространстве игровой комнаты. Подвижность игровых персонажей и самих детей в игровой комнате имеет свои плюсы:
- зрительный контакт одновременно с куклой партнера, самим партнером и с собственной куклой, а также учет иных параметров игры (игровой территории, расположения партнёров, их эмоционального настроя и действий, необходимости придерживаться мнения сюжета и пр.) развивает внимание, способности к анализу и синтезу, способствует физическому и психическому совершенствовании детского организма;
- то, что ребенок одновременно владеет обоими планами восприятия (реальным и воображаемым) делает его чувствительным к воздействиям партнера, тем более что непосредственный контакт позволяет видеть реакцию по его мимике, жестовой или дактильной речи, выразительным действиям;
- совершенствуются способы транслирования собственных внутренних состояний (по Стрелковой Л.П., 1978).
Но, возможно ширма ребенку понадобится в качестве защиты, когда этот мир кажется враждебным его раскрывающемуся хрупкому внутреннему «я». Это момент просто обговаривается с ребенком до игры или вместо ширмы использовать стол или стул.
Педагогу нужно быть готовым к тому, что в ходе игры кое-кто из детей может забыть свою роль, сознательно изменить её, нарушить дисциплинарные рамки, с чем изменится и вся игра-драматизация. Существует возможность разрушения игры неадекватными действиями, т.к. игра позволяет не только рассказать, но и «отыграть» негативный опыт, отрицательные эмоции, выразить тревоги, апробировать новые идеи и способы выражения своего «я». В таком случае, если педагог должен вмешиваться в ход игры, или если видит, как негативизм одного ребёнка заражает других. Достаточно будет того, что дети увидят недовольство взрослого, который вернёт игру в прежнее русло.
В такие моменты взаимоотношения взрослого с детьми очень важны для становления самооценки детей с нарушением слуха старшего дошкольного возраста. Оценка взрослого играет большую роль в формировании у ребенка оценки собственной деятельности и деятельности своих сверстников.
М.И. Лисина, Е.Л. Лэндрет, К. Роджерс, Л.И. Уманец, Д.Б. Эльконин и др. говорили о том, что для ребёнка дошкольного возраста, как нормально развивающегося, так и с нарушениями слуха, взрослый является образцом подражания, источником новых знаний, кроме того, дети испытывают потребность в признании и приятии взрослым, стремятся завоевать его внимание и любовь. Поэтому взрослый может использовать на своих занятиях это стремление как возможность показать детям, как необходимо действовать в границах социально приемлемого поведения.
В исследованиях Л.И. Уманец (1984), посвященных исследованию формирования самооценки старших дошкольников с нарушением слуха в игровой деятельности, рассматривается влияние оценок взрослого, группы в целом на формирование самооценки у каждого ребенка.
Повышение активности и сознательности детей дошкольного возраста означает, прежде всего, развитие у них способности правильно оценивать собственные возможности при достижении определенных целей в различных видах деятельности и одновременное формирование умения согласовывать свои действия с интересами и потребностями других людей. Названные особенности проявления самосознания ребенка-дошкольника является необходимым условием подготовки его к школьному обучению.
Условиями формирования самооценки являются такие формы оптимизации оценочных отношений старших дошкольников, при которых:
а) объектом самооценки и оценки выступают личностные достоинства ребенка в качестве исполнителя игровых ролей и партнера по игровому общению;
б) самооценки и ожидаемая оценка группы становятся мотивационными компонентами совершенствования самого процесса игры и игровых взаимоотношений на нравственной основе;
в) обогащается положительный групповой и индивидуальный опыт оценивания детьми себя.
При этом важным фактором оптимизации оценочных отношений служит организация игровой деятельности дошкольников воспитателем (педагогом), благодаря чему осуществляется практическое усвоение детьми нравственных критериев при оценке себя и друг друга и развивается способность правильно рефлексировать оценку игровой группы.
Информация о ообразовании:
Формы и приемы использования детской литературы в патриотическом воспитании
дошкольников
Основной формой использования литературы в воспитании патриотизма у старших дошкольников является специально организованное занятие. В рамках ознакомления с окружающим, природой, литературой – дети слушают различные произведения, беседуют с педагогом, рассказывают свои впечатления, заучивают наизус ...
Понятие «отношение» к обучению в педагогической науке
Различные аспекты позитивного отношения детей к обучению, такие как познавательная потребность, познавательный интерес, личность учителя, эмоциональное отношение к обучению, учет индивидуальных особенностей ребенка, специфика взаимоотношений с ровесниками в учебной деятельности, были раскрыты в раб ...
Чем отличается народная педагогика от научной
Народная педагогика – составная и неотъемлемая часть общей духовной культуры народа. Слова великого русского педагога К.Д. Ушинского о том, что «воспитание существует в русском народе столько же веков, сколько существует сам народ», целиком относятся ко всем другим народам. Вместе с тем они предпол ...