В процессе собственно игры-драматизации использование ширмы вовсе не обязательно. Внимание детей повышается, если кукла, с её характерными движениями, становится настоящими маленьким человечком, свободно передвигающимся в пространстве игровой комнаты. Подвижность игровых персонажей и самих детей в игровой комнате имеет свои плюсы:
- зрительный контакт одновременно с куклой партнера, самим партнером и с собственной куклой, а также учет иных параметров игры (игровой территории, расположения партнёров, их эмоционального настроя и действий, необходимости придерживаться мнения сюжета и пр.) развивает внимание, способности к анализу и синтезу, способствует физическому и психическому совершенствовании детского организма;
- то, что ребенок одновременно владеет обоими планами восприятия (реальным и воображаемым) делает его чувствительным к воздействиям партнера, тем более что непосредственный контакт позволяет видеть реакцию по его мимике, жестовой или дактильной речи, выразительным действиям;
- совершенствуются способы транслирования собственных внутренних состояний (по Стрелковой Л.П., 1978).
Но, возможно ширма ребенку понадобится в качестве защиты, когда этот мир кажется враждебным его раскрывающемуся хрупкому внутреннему «я». Это момент просто обговаривается с ребенком до игры или вместо ширмы использовать стол или стул.
Педагогу нужно быть готовым к тому, что в ходе игры кое-кто из детей может забыть свою роль, сознательно изменить её, нарушить дисциплинарные рамки, с чем изменится и вся игра-драматизация. Существует возможность разрушения игры неадекватными действиями, т.к. игра позволяет не только рассказать, но и «отыграть» негативный опыт, отрицательные эмоции, выразить тревоги, апробировать новые идеи и способы выражения своего «я». В таком случае, если педагог должен вмешиваться в ход игры, или если видит, как негативизм одного ребёнка заражает других. Достаточно будет того, что дети увидят недовольство взрослого, который вернёт игру в прежнее русло.
В такие моменты взаимоотношения взрослого с детьми очень важны для становления самооценки детей с нарушением слуха старшего дошкольного возраста. Оценка взрослого играет большую роль в формировании у ребенка оценки собственной деятельности и деятельности своих сверстников.
М.И. Лисина, Е.Л. Лэндрет, К. Роджерс, Л.И. Уманец, Д.Б. Эльконин и др. говорили о том, что для ребёнка дошкольного возраста, как нормально развивающегося, так и с нарушениями слуха, взрослый является образцом подражания, источником новых знаний, кроме того, дети испытывают потребность в признании и приятии взрослым, стремятся завоевать его внимание и любовь. Поэтому взрослый может использовать на своих занятиях это стремление как возможность показать детям, как необходимо действовать в границах социально приемлемого поведения.
В исследованиях Л.И. Уманец (1984), посвященных исследованию формирования самооценки старших дошкольников с нарушением слуха в игровой деятельности, рассматривается влияние оценок взрослого, группы в целом на формирование самооценки у каждого ребенка.
Повышение активности и сознательности детей дошкольного возраста означает, прежде всего, развитие у них способности правильно оценивать собственные возможности при достижении определенных целей в различных видах деятельности и одновременное формирование умения согласовывать свои действия с интересами и потребностями других людей. Названные особенности проявления самосознания ребенка-дошкольника является необходимым условием подготовки его к школьному обучению.
Условиями формирования самооценки являются такие формы оптимизации оценочных отношений старших дошкольников, при которых:
а) объектом самооценки и оценки выступают личностные достоинства ребенка в качестве исполнителя игровых ролей и партнера по игровому общению;
б) самооценки и ожидаемая оценка группы становятся мотивационными компонентами совершенствования самого процесса игры и игровых взаимоотношений на нравственной основе;
в) обогащается положительный групповой и индивидуальный опыт оценивания детьми себя.
При этом важным фактором оптимизации оценочных отношений служит организация игровой деятельности дошкольников воспитателем (педагогом), благодаря чему осуществляется практическое усвоение детьми нравственных критериев при оценке себя и друг друга и развивается способность правильно рефлексировать оценку игровой группы.
Информация о ообразовании:
Инновационные процессы в образовании. Авторские школы. Характеристика 1 на
выбор студента
Нововведения, или инновации, характерны для любой профессиональной деятельности человека. Применительно к педагогическому процессу инновация означает введение нового в цели, содержание, методы и формы обучения и воспитания, организацию совместной деятельности учителя и учащегося. Необходимость в ин ...
Занятия как форма обучения
Ведущей формой организации обучения воспитанников ДОУ является занятие. Использование занятий в качестве основной формы обучения детей обосновал Я.А. Коменский. Ян Амос Коменский в педагогическом труде «Великая дидактика» действительно охарактеризовал классно-урочную систему как «универсальное иску ...
Школы начального обучения
Школы элементарного (начального) обучения стали ареной соперничества нового и старого. Особенно заметна была конкуренция между католическими и протестантскими учебными заведениями. Крупнейшие представители Реформации понимали важность учреждения начальных школ как средства влияния протестантизма. К ...