Успех патриотического воспитания в большой мере зависит от правильного определения возрастной ступени, на которой возможно и следует активизировать формирование патриотических чувств. Большинство исследований, касающихся разных аспектов патриотического воспитания, проведено с участием детей старшего дошкольного возраста, несколько работ - с участием детей среднего возраста; практически нет специальных исследований, позволяющих судить о возможностях детей младшего дошкольного возраста.
Для формирования патриотических чувств необходим определенный уровень развития общения ребенка. Анализируя данные по развитию ребенка в первые четыре года жизни, следует отметить, что это годы активного вхождения ребенка в социальный мир, формирования первоначальных представлений об окружающей жизни, о правилах человеческого общения. К 5 годам происходит отмечаемая Л. С. Выготским "интеллектуализация чувств". Среди мотивов деятельности и поведения начинают доминировать общественные мотивы, зарождается общественная направленность личности, Все эти объективные данные позволили исследователям считать, что наиболее благоприятным возрастом для начала патриотического воспитания является средний дошкольный возраст.
Однако нам представляется совершенно необходимым провести поиск истоков возникновения патриотических чувств и на более ранних возрастных этапах детства.
Определим, какие представления о родном городе должны быть, на наш взгляд, сформированы у детей каждой возрастной группы.
Обучение детей узнаванию своего дома, квартиры. Обучение нахождению своего детского сада, своей группы. Обучение умению ориентироваться в помещении своей группы, на участке; называть основные помещения, сооружения. Напоминание детям названия города, в котором они живут. Развитие интереса и бережного отношения детей к природе, посещение любимого дерева, куста.
Совершенствование умения ориентироваться в помещении и на участке детского сада. Формирование умения видеть окружающие детский сад здания, дорогу. Формирование умений правильно называть свой город, рассказывать о том, где гуляли в выходные дни (в парке, сквере, детском городке), обращать внимание на красочное оформление ближайших зданий в дни праздников. Воспитание чувства причастности к жизни страны. Воспитание бережного отношения к природе родного края.
Продолжение знакомства детей с детским садом и его сотрудниками. Продолжение воспитания любви к родному краю (дети должны знать: название своей улицы, уметь рассказывать о самых красивых и любимых местах родного города, его достопримечательностях). Ознакомление дошкольников с доступными их пониманию представлениями о государственных праздниках. Продолжение воспитания бережного отношения к природе родного края.
Совершенствование умения свободно ориентироваться в помещениях и на территории детского сада. Формирование интереса к малой Родине, знакомство с достопримечательностями родного края, культурой, традициями. Формирование представления о том, что страна, в которой живут дети, называется Российская Федерация. Обучение умению находить на карте Россию, ее города, родной город, Москву - столицу, реки, озера, горы. Продолжение воспитания бережного отношения к природе родного края.
Расширение представлений о родном крае, городе. Углубление и уточнение представлений о Родине. Развитие интереса к событиям, происходящим в стране и городе, воспитывать чувство гордости за свою страну и город, знакомство с флагом, гербом и гимном России и родного города. Приобщение детей к истокам народной культуры. Воспитание любви к природе.
Знакомство детей с родным городом необходимо начинать с раннего детства. На каждом возрастном этапе у дошкольников происходит расширение знаний о родном городе, уточнение уже имеющихся представлений. В процессе работы по ознакомлению с родным городом воспитывается чувство гордости за любимый город, за людей, которые в нем живут.
Информация о ообразовании:
Работоспособность первоклассников
Что педагог должен учитывать, чтобы правильно, рационально, в соответствии с функциональными возможностями ребенка построить учебный процесс? Прежде всего – закономерности динамики работоспособности и утомления. Работоспособность четко отражает функциональное состояние организма и его динамику. Раб ...
Педагогические условия и принципы формирования самостоятельности учащихся
посредством организации самостоятельной работы в процессе обучения
Формирование самостоятельности в учебной деятельности является предпосылкой проявления этого качества в других видах деятельности, не только в тех, в которые ученик включается в настоящее время, но и тех, которые ему предстоят в будущем. В связи с этим особое значение приобретает задача формировани ...
Современные методы обучения глухонемых
В настоящее время существуют 3 метода обучения глухонемых: 1) французский, или мимический; 2) немецкий звуковой, или метод чисто устной речи; 3) смешанный. Нужно думать, что звуковой метод, несмотря на свою относительно большую трудность, древнее мимического, хотя, несомненно, что глухонемые всегда ...