Роль игры-драматизации в формировании адекватной самооценки у детей старшего дошкольного возраста с нарушением слуха

Статьи по педагогике » Особенности становления самооценки у детей старшего дошкольного возраста с нарушением слуха » Роль игры-драматизации в формировании адекватной самооценки у детей старшего дошкольного возраста с нарушением слуха

Страница 5

Любая игра, помимо информации о ребенке и детском коллективе, содержит потенциальные возможности разрешения конфликтных ситуации и внутренних проблем ребенка. Так, например, дошкольники часто предпочитают агрессивные методы решения проблемы; у них сюжет должен завершаться победой над врагом, его уничтожением или причинением какого-либо вреда. Часть детей таким образом компенсирует собственные неудовлетворительные отношения со взрослыми и сверстниками, освобождаясь от эмоционального напряжения в активной, разрушительной деятельности. Агрессивная игра или игра-манипуляция являются средством достижения временного успокоения, однако, если игра направлена только на снятие неадекватного состояния, то она не может быть в полной мере коррекционной. Поэтому взрослый для выведения детей из состояния агрессии или подавленности продумывает сюжет игры-драматизации, в котором дети имеют возможность и выразить свои подлинные чувства, и обнаружить более приемлемые решения своей проблемы.

Дав возможность агрессивному ребёнку удовлетворить свою потребность в «разрушении», он вмешивается в ход игры и переводит внимание ребёнка на новый уровень, где совершаемые агрессивные действия уже служат добру, а не злу.

Следует отметить, что завершение игры всегда должно найти в себе положительный эмоциональный заряд; разрешение проблемы, а не только её постановку.

Игра-драматизация широко используется воспитателями дошкольных учреждений на занятиях по чтению. Чаще сего её используют для уяснения содержания читаемого текста или осмысления отдельных фраз. Особенно полезен этот приём при работе над текстами динамического содержания, а также рассказами, построенными на широком использовании прямой речи.

Некоторые небольшие рассказы можно инсценировать полностью. При инсценировании дети читают текст и выполняют соответствующие действия, прочитывают реплики прямой речи. Например, рассказ можно читать по ролям.

В начале работы вместе с педагогом прочитывают один раз вслух текст, потом ещё раз дети читают самостоятельно. Затем отвечают на вопросы по содержанию прочитанного. Затем предлагается задание прочитать рассказ по ролям. Роли распределяются с учётом пожеланий детей к выразительному чтению, одновременно отрабатывая различные элементы интонации.

Таким образом, направления построения игры-драматизации (сюжет и собственно игровая деятельность), направленный на развитие самооценки, должны отражать решение основных проблем самооценки дошкольников с нарушением слуха, выявленных с помощью диагностических методик.

Направленная на развитие самооценки игра-драматизация тесно связанна с коммуникативной деятельности дошкольников. При формировании выразительности, доминирующая роль коммуникативной деятельности проявляется в увеличении и усложнении игровых ситуаций, в которых происходит понимание детьми особенностей оформления мимикой, пантомимикой и речью действий игровых персонажей.

Собственно игровая деятельность дошкольников с нарушением слуха, организуемая и контролируемая взрослым, представляет собой тонкий процесс непосредственного контактирования, направленного на эффективное решение задач развития самооценки детей. В нем осуществляется демонстрация моделей социально приемлемого поведения, обогащение эмоционального и социального опыта дошкольников путём их активного включения в игровую ситуацию, требующую соответствующего реагирования.

Игра-драматизация рассматривается как способ достижения близких, доверительных отношений с детьми, реорганизация их самооценки в игровой деятельности. Перед взрослым стоит задача организовать обучающий и развивающий процесс в игровой деятельности таким образом, чтобы дошкольники с нарушениями слуха не испытывали серьёзных затруднений в решении проблем взаимодействия с окружающим миром, чтобы смогли воплотить полученные знания о возможностях этих решений в реальной действительности. Это осуществимо в естественной, комфортной обстановке игры-драматизации, в которой продуманы все специфические моменты, привносимые слуховой недостаточностью детей и вызванными его вторичными нарушениями сферы самосознания.

Игра является ведущей деятельностью в дошкольном возрасте. Поэтому она используется взрослыми в целях воспитания дошкольников, обучения их различным действиям с предметами, способам и средствам общения. В мире ребенок развивается как личность, у него формируются те стороны психики, от которых впоследствии будет зависеть успешность учебной и трудовой деятельности, его отношения с людьми.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Информация о ообразовании:

Физические качества, развиваемые при помощи физических упражнений
Под физическими качествами понимают социально обусловленные совокупности биологических и психических свойств человека, выражающие его физическую готовность осуществлять активную двигательную деятельность. К числу основных физических качеств относят силу, выносливость, ловкость, гибкость и т. д. От ...

Взаимодействие педагогов доу с неполной семьёй в современных социально-экономических условиях
Очень большое внимания требуют неполные семьи, поскольку детское учреждение, ориентированное, а возможно полное удовлетворение потребностей детей и их семей, должно поддерживать родителей, помогать им в различных кризисных ситуациях, социальных катаклизмах. Учитывая, что у одиноких матерей диапазон ...

Понятие «отношение» к обучению в педагогической науке
Различные аспекты позитивного отношения детей к обучению, такие как познавательная потребность, познавательный интерес, личность учителя, эмоциональное отношение к обучению, учет индивидуальных особенностей ребенка, специфика взаимоотношений с ровесниками в учебной деятельности, были раскрыты в раб ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.agepedagog.ru