Роль игры-драматизации в формировании адекватной самооценки у детей старшего дошкольного возраста с нарушением слуха

Статьи по педагогике » Особенности становления самооценки у детей старшего дошкольного возраста с нарушением слуха » Роль игры-драматизации в формировании адекватной самооценки у детей старшего дошкольного возраста с нарушением слуха

Страница 3

Очень важна подготовка самого взрослого, его уверенность в собственном мастерстве руководства детской игрой. Решать все вопросы придется самому, но есть лишь общие пожелания – руководите вашими детьми с любовью, как строгий и справедливый родитель; будьте к вашим детям чутким и сопереживающим товарищем; помогайте им как мудрый волшебник, доверяйте себе и доверяйте детям. И помните, что нет абсолютно «правильных и хороших» решений – есть решения, пригодные для каждого ребенка индивидуально. Рамки позволенного в традиционной игре расширяться не только для детей, но и для взрослых. Взрослый помогает детям осознать свои возможности в изменении мира себя, но может ли он при этом оставаться только воспитателем? Взрослый может и должен повести детей за собой, ибо дети с нарушениями слуха нуждаются в поддержке, побуждениях, в постоянной демонстрации доступных для них примеров креативности; они нуждаются в образцах для подражания.

Видя, как дети раскрепощаются и преображают новые навыки взаимодействия, трудно оставаться сторонним наблюдателем, замечает И.Г. Корнилова в своих трудах. (2000 г). Соучастие помогает приблизить желаемый результат. Взрослый всегда представляет, к чему должна привести игра, но это не должно мешать ему, получать удовольствие от творчества. Однако не всегда мы получаем то, на что надеялись. Неоднозначность заложена в самом названии игры-драматизации.

Механизм игры-драматизации представляет детям и педагогу большие возможности для изменения сюжета и процесса проведения непосредственной игровой деятельности в соответствии со своими возможностями, потребностями, настроением и т.д. Поэтому каждая игра даже та, которая была использована на предыдущих занятиях, никогда не бывает идентичной прошедшей. В каждой игре происходит взаимодействие способов развития тех или иных качеств, но сюжет и построение игровой деятельности строятся в соответствии с общей структурой игры. Таким образом, игра-драматизация является наиболее гибким инструментом развития адекватной самооценки, так как всегда существуют, как минимум, несколько вариантов решения проблемы, а выбор приводит к образованию индивидуального опыта, каждого ребёнка.

Важнейшим условием осуществления подлинно творческого процесса, в игре-драматизации является импровизация детей на основе усвоенных в прежних обучающих играх форм поведения и общения. Взрослый лишь побуждает детей самостоятельно находить решение проблем игры. Иногда, например, очень трудно объяснить, как необходимо действовать в определённой ситуации и найти наиболее приемлемый выход из неё. В данном случае почти невозможно объяснить это словами, но можно показать в конкретной игре с помощью конкретных поступков. Таким образом, правила поведения и общения не навязываются извне, а вытекают из содержания игры-драматизации, интериоризуются и в дальнейшем служат основой для переноса их из игровой ситуации – в реальную.

Наряду с развитием потенциальных творческих возможностей дошкольников с нарушением слуха в коррекционной игре-драматизации стоит ещё одна важная задача взрослого: научить детей в любой ситуации действовать в рамках социально приемлемого и эмпатийного поведения. Но такое поведение возможно лишь при условии владения детьми с нарушениями слуха навыками эмпатийного общения, адекватных возможностей их социальной и эмоциональной адаптации. Во время игровых занятий необходимо побуждать детей и самим поступать так, чтобы у них не возникло разрыва между моделью поведения в игре-драматизации и внеигровым общением. Таким образом, второе направление развития игры-драматизации связано с реализацией сюжетного замысла в рамках активной игровой деятельности, направленной на реализацию задач коррекции самооценки дошкольников с нарушением слуха.

Реализация сюжета игры-драматизации:

- организация игрового пространства;

- распределение ролей и выбор атрибутов игры;

- самостоятельная игра дошкольников с участием (или без участия) взрослого;

- помощь взрослого в затруднительных ситуациях (забывание сюжета, смешение ролей и т.п.)

- завершение игры гуманным разрешением проблемы и эмоциональной разрядкой детей.

Вышеперечисленные особенности организации и проведения игры-драматизации отражаются в игре детей и связаны с теми ролями, которые принимают на себя играющие. В процессе игры-драматизации взрослый, часто принимает на себя роль одного из действующих лиц. Распределение ролей между детьми происходит под наблюдениями или непосредственным его руководством, что связанно, в первую очередь, с необходимостью включения в игровое общение тех детей, чьи выявленные недостатки коммуникативной, социальной или эмоциональной сфер находятся в зоне внимания конкретной игры. Ребёнок, принимая на себя роль, вступает в новые взаимоотношения с окружающим миром, и педагог решает – насколько подходит этому ребёнку эта роль, имеет ли он достаточный коммуникативный и социальный опыт, чтобы справиться с нею. Если ребенок испытывает трудности, связанные с неадекватной самооценкой, недостаточным владением навыками общения, обусловленными негативными последствиями слухового дефекта, то взрослый выбирает для ребёнка иную роль, постепенно усложняя её содержание от занятия к занятию.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Информация о ообразовании:

Общие требования к проведению экскурсии
Слово «экскурсия» и словарях трактуется очень просто: «Это прогулка с образовательной, научной, спортивной или увеселительной целью». Мы рассмотрим образовательные экскурсии, на которых преследуются, прежде всего, познавательные цели. Здоровая любознательность - основа учебной деятельности. Как утв ...

Методика логопедической работы по формированию произносительной стороны речи у детей с ДЦП
Цель формирующего эксперимента - определение путей коррекции формирования произносительной стороны речи у детей с ДЦП. Анализ констатирующего эксперимента показал, что у детей с детским церебральным параличом наблюдаются разные по сложности нарушения фонетико - фонематических процессов: 1 - я групп ...

Арт-синтез терапия как комплекс реабилитационных воздействий
Методы воспитательной терапии, исследованные в предыдущих разделах нашей работы ориентированы на детей ориентированы на любой характер нарушений - дети могут заниматься чтением и лепкой самостоятельно или при помощи родителей и педагогов. На практике довелось поработать с детьми с ДЦП, синдромом Да ...

Категории

Copyright © 2022 - All Rights Reserved - www.agepedagog.ru