Роль игры-драматизации в формировании адекватной самооценки у детей старшего дошкольного возраста с нарушением слуха

Статьи по педагогике » Особенности становления самооценки у детей старшего дошкольного возраста с нарушением слуха » Роль игры-драматизации в формировании адекватной самооценки у детей старшего дошкольного возраста с нарушением слуха

Страница 3

Очень важна подготовка самого взрослого, его уверенность в собственном мастерстве руководства детской игрой. Решать все вопросы придется самому, но есть лишь общие пожелания – руководите вашими детьми с любовью, как строгий и справедливый родитель; будьте к вашим детям чутким и сопереживающим товарищем; помогайте им как мудрый волшебник, доверяйте себе и доверяйте детям. И помните, что нет абсолютно «правильных и хороших» решений – есть решения, пригодные для каждого ребенка индивидуально. Рамки позволенного в традиционной игре расширяться не только для детей, но и для взрослых. Взрослый помогает детям осознать свои возможности в изменении мира себя, но может ли он при этом оставаться только воспитателем? Взрослый может и должен повести детей за собой, ибо дети с нарушениями слуха нуждаются в поддержке, побуждениях, в постоянной демонстрации доступных для них примеров креативности; они нуждаются в образцах для подражания.

Видя, как дети раскрепощаются и преображают новые навыки взаимодействия, трудно оставаться сторонним наблюдателем, замечает И.Г. Корнилова в своих трудах. (2000 г). Соучастие помогает приблизить желаемый результат. Взрослый всегда представляет, к чему должна привести игра, но это не должно мешать ему, получать удовольствие от творчества. Однако не всегда мы получаем то, на что надеялись. Неоднозначность заложена в самом названии игры-драматизации.

Механизм игры-драматизации представляет детям и педагогу большие возможности для изменения сюжета и процесса проведения непосредственной игровой деятельности в соответствии со своими возможностями, потребностями, настроением и т.д. Поэтому каждая игра даже та, которая была использована на предыдущих занятиях, никогда не бывает идентичной прошедшей. В каждой игре происходит взаимодействие способов развития тех или иных качеств, но сюжет и построение игровой деятельности строятся в соответствии с общей структурой игры. Таким образом, игра-драматизация является наиболее гибким инструментом развития адекватной самооценки, так как всегда существуют, как минимум, несколько вариантов решения проблемы, а выбор приводит к образованию индивидуального опыта, каждого ребёнка.

Важнейшим условием осуществления подлинно творческого процесса, в игре-драматизации является импровизация детей на основе усвоенных в прежних обучающих играх форм поведения и общения. Взрослый лишь побуждает детей самостоятельно находить решение проблем игры. Иногда, например, очень трудно объяснить, как необходимо действовать в определённой ситуации и найти наиболее приемлемый выход из неё. В данном случае почти невозможно объяснить это словами, но можно показать в конкретной игре с помощью конкретных поступков. Таким образом, правила поведения и общения не навязываются извне, а вытекают из содержания игры-драматизации, интериоризуются и в дальнейшем служат основой для переноса их из игровой ситуации – в реальную.

Наряду с развитием потенциальных творческих возможностей дошкольников с нарушением слуха в коррекционной игре-драматизации стоит ещё одна важная задача взрослого: научить детей в любой ситуации действовать в рамках социально приемлемого и эмпатийного поведения. Но такое поведение возможно лишь при условии владения детьми с нарушениями слуха навыками эмпатийного общения, адекватных возможностей их социальной и эмоциональной адаптации. Во время игровых занятий необходимо побуждать детей и самим поступать так, чтобы у них не возникло разрыва между моделью поведения в игре-драматизации и внеигровым общением. Таким образом, второе направление развития игры-драматизации связано с реализацией сюжетного замысла в рамках активной игровой деятельности, направленной на реализацию задач коррекции самооценки дошкольников с нарушением слуха.

Реализация сюжета игры-драматизации:

- организация игрового пространства;

- распределение ролей и выбор атрибутов игры;

- самостоятельная игра дошкольников с участием (или без участия) взрослого;

- помощь взрослого в затруднительных ситуациях (забывание сюжета, смешение ролей и т.п.)

- завершение игры гуманным разрешением проблемы и эмоциональной разрядкой детей.

Вышеперечисленные особенности организации и проведения игры-драматизации отражаются в игре детей и связаны с теми ролями, которые принимают на себя играющие. В процессе игры-драматизации взрослый, часто принимает на себя роль одного из действующих лиц. Распределение ролей между детьми происходит под наблюдениями или непосредственным его руководством, что связанно, в первую очередь, с необходимостью включения в игровое общение тех детей, чьи выявленные недостатки коммуникативной, социальной или эмоциональной сфер находятся в зоне внимания конкретной игры. Ребёнок, принимая на себя роль, вступает в новые взаимоотношения с окружающим миром, и педагог решает – насколько подходит этому ребёнку эта роль, имеет ли он достаточный коммуникативный и социальный опыт, чтобы справиться с нею. Если ребенок испытывает трудности, связанные с неадекватной самооценкой, недостаточным владением навыками общения, обусловленными негативными последствиями слухового дефекта, то взрослый выбирает для ребёнка иную роль, постепенно усложняя её содержание от занятия к занятию.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Информация о ообразовании:

Принцип наглядности в обучении изобразительному искусству. Наглядные пособия на уроках изобразительного искусства
Суть принципа наглядности обусловлена рядом факторов:наглядность обучения вытекает из того, что оно выступает для учащихся как средство познания окружающего мира, и поэтому процесс этот происходит более успешно, если основан на непосредственном наблюдении и изучении предметов, явлений или событий. ...

Рисование в России XVIII века
До XVIII века основным методом обучения рисованию был копировальный метод. Как общеобразовательный предмет рисование в ту пору еще не получило широкого развития, оно начинает вводиться в учебные заведения только в начале XVIII века Укрепление могущества России, реформы Петра 1 вызвали общий подъем ...

Возможные формы организации профильного обучения
Предлагаемая концепция профильного обучения исходит из многообразия форм его реализации. Возможна такая организация образовательных учреждений различных уровней, при которой реализуется не только содержание выбранного профиля, но и предоставляется учащимся возможность осваивать интересное и важное ...

Категории

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.agepedagog.ru