В литературе выделяют три основных этапа изучения понятий в школе:
При введении понятия используется один из трёх вышеизложенных способов. Во время данного этапа нужно учесть следующее:
Прежде всего, необходимо обеспечить мотивацию введения данного понятия.
При построении системы задач на подведение под понятие обеспечить наиболее полный объём понятия.
Важно показать, что объём понятия – не пустое множество.
Раскрыть содержание понятия, работать над существенными признаками, выделяя несущественные.
Помимо знания определения, желательно, чтобы учащиеся имели зрительное представление о понятии.
Усвоение терминологии и символики.
Итогом данного этапа является формулировка определения, усвоение которого – содержание следующего этапа. Усвоить определение понятия означает овладеть действиями распознавания объектов, принадлежащих понятию, выведения следствий из принадлежности объекта понятию, конструирования объектов, относящихся к объёму понятия.
На этапе усвоения определения продолжается работа над запоминанием определения. Достигаться это может с помощью следующих приёмов:
Выписывание определений в тетрадь.
Проговаривание, подчёркивание или какая-нибудь нумерация существенных свойств.
Использование контрпримеров для выполнения правил соизмеримости.
Подбор недостающих слов в определении, отыскание лишних слов.
Обучение приводить примеры и контрпримеры.
Обучение применения определения в простейших, но достаточно характерных ситуациях, так как многократное повторение определения вне решения задач неэффективно.
Указать на возможность различных определений, доказать их эквивалентность, но для запоминания выбрать лишь одно.
Учить конструировать определение, использовать для этого составление родословных, разъясняя логическую структуру; знакомить с правилами построения определения.
Сходные пары понятий давать в сравнении и сопоставлении.
Таким образом, каждое существенное свойство понятия, используемое в определении, на данном этапе делается специальным объектом изучения.
3.Следующий этап – закрепление. Понятие можно считать сформированным, если учащиеся сразу узнают его в задаче без всякого перебирания признаков, то есть процесс подведения под понятие свёрнут. Достичь этого можно следующими путями:
Применение определения в более сложных ситуациях.
Включение нового понятия в логические связи, отношения с другими понятиями (например, сопоставление родословных, классификаций).
Желательно показать, что определение даётся не ради его самого, а для того, чтобы оно «работало» при решении задач и построении новой теории.
Информация о ообразовании:
Школа - социокультурный центр
Сельская школа формирует интеллектуальный и трудовой потенциал сельского общества. Она призвана обучать и воспитывать детей жить на селе, хотя социального заказа на это сейчас нет. Наличие школы в сельском поселении повышает качество жизни местного населения, улучшает социокультурную ситуацию на се ...
Экспериментальная работа по применению методики преподавания темы
«Программирование в среде Scratch» в начальной школе
Целью проведенной экспериментальной работы была проверка методики преподавания темы «Программирование в среде Scratch» учащимся начальной школы. Задачи экспериментальной работы: 1) реализация разработанной методики преподавания темы «Программирование в среде Scratch» учащимся начальной школы; 2) ра ...
Закономерности и общие основы обучения детей дошкольного возраста
Первый, очень трудный, вопрос заключается в следующем: мы, взрослые люди, говорим про себя, что мы мыслим понятиями. У ребенка нет зрелых понятий. Что же заменяет у ребенка понятия? Ребенку дошкольного возраста свойственно мыслить. Всякое понятие, всякое значение слова означает обобщение. Всякое по ...