Основные этапы изучения понятия в школе

В литературе выделяют три основных этапа изучения понятий в школе:

При введении понятия используется один из трёх вышеизложенных способов. Во время данного этапа нужно учесть следующее:

Прежде всего, необходимо обеспечить мотивацию введения данного понятия.

При построении системы задач на подведение под понятие обеспечить наиболее полный объём понятия.

Важно показать, что объём понятия – не пустое множество.

Раскрыть содержание понятия, работать над существенными признаками, выделяя несущественные.

Помимо знания определения, желательно, чтобы учащиеся имели зрительное представление о понятии.

Усвоение терминологии и символики.

Итогом данного этапа является формулировка определения, усвоение которого – содержание следующего этапа. Усвоить определение понятия означает овладеть действиями распознавания объектов, принадлежащих понятию, выведения следствий из принадлежности объекта понятию, конструирования объектов, относящихся к объёму понятия.

На этапе усвоения определения продолжается работа над запоминанием определения. Достигаться это может с помощью следующих приёмов:

Выписывание определений в тетрадь.

Проговаривание, подчёркивание или какая-нибудь нумерация существенных свойств.

Использование контрпримеров для выполнения правил соизмеримости.

Подбор недостающих слов в определении, отыскание лишних слов.

Обучение приводить примеры и контрпримеры.

Обучение применения определения в простейших, но достаточно характерных ситуациях, так как многократное повторение определения вне решения задач неэффективно.

Указать на возможность различных определений, доказать их эквивалентность, но для запоминания выбрать лишь одно.

Учить конструировать определение, использовать для этого составление родословных, разъясняя логическую структуру; знакомить с правилами построения определения.

Сходные пары понятий давать в сравнении и сопоставлении.

Таким образом, каждое существенное свойство понятия, используемое в определении, на данном этапе делается специальным объектом изучения.

3.Следующий этап – закрепление. Понятие можно считать сформированным, если учащиеся сразу узнают его в задаче без всякого перебирания признаков, то есть процесс подведения под понятие свёрнут. Достичь этого можно следующими путями:

Применение определения в более сложных ситуациях.

Включение нового понятия в логические связи, отношения с другими понятиями (например, сопоставление родословных, классификаций).

Желательно показать, что определение даётся не ради его самого, а для того, чтобы оно «работало» при решении задач и построении новой теории.


Информация о ообразовании:

Решение задач на совместное движение
Начиная с 5-го класса, ученики часто встречаются с этими задачами. Еще в начальной школе учащимся дается понятие «общей скорости». В результате у них формируются не совсем правильные представления о скорости сближения и скорости удаления (данной терминологии в начальной школе нет). Чаще всего, реша ...

В.А. Сухомлинский о педагогическом такте как личностной педагогической поддержке
Василий Александрович Сухомлинский – российский, советский педагог-новатор, родился 28 сентября 1918, с. Васильевка Александрийского уезда Херсонской губернии, Российская империя – умер 2 сентября 1970, пос. Павлыш Онуфриевского района Кировоградской области, Украинская ССР. Член-корреспондент Акад ...

Игра-драматизация как форма коррекционной работы с детьми с нарушением слуха
Материал предыдущего параграфа позволяет с достаточным основанием рассматривать игру не только как обязательную принадлежность детства, но и как значимый элемент социально-педагогической системы, целенаправленно используемый обществом для подготовки детей к «взрослой» жизни. Отношение к игре как ср ...

Категории

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.agepedagog.ru