В литературе выделяют три основных этапа изучения понятий в школе:
При введении понятия используется один из трёх вышеизложенных способов. Во время данного этапа нужно учесть следующее:
Прежде всего, необходимо обеспечить мотивацию введения данного понятия.
При построении системы задач на подведение под понятие обеспечить наиболее полный объём понятия.
Важно показать, что объём понятия – не пустое множество.
Раскрыть содержание понятия, работать над существенными признаками, выделяя несущественные.
Помимо знания определения, желательно, чтобы учащиеся имели зрительное представление о понятии.
Усвоение терминологии и символики.
Итогом данного этапа является формулировка определения, усвоение которого – содержание следующего этапа. Усвоить определение понятия означает овладеть действиями распознавания объектов, принадлежащих понятию, выведения следствий из принадлежности объекта понятию, конструирования объектов, относящихся к объёму понятия.
На этапе усвоения определения продолжается работа над запоминанием определения. Достигаться это может с помощью следующих приёмов:
Выписывание определений в тетрадь.
Проговаривание, подчёркивание или какая-нибудь нумерация существенных свойств.
Использование контрпримеров для выполнения правил соизмеримости.
Подбор недостающих слов в определении, отыскание лишних слов.
Обучение приводить примеры и контрпримеры.
Обучение применения определения в простейших, но достаточно характерных ситуациях, так как многократное повторение определения вне решения задач неэффективно.
Указать на возможность различных определений, доказать их эквивалентность, но для запоминания выбрать лишь одно.
Учить конструировать определение, использовать для этого составление родословных, разъясняя логическую структуру; знакомить с правилами построения определения.
Сходные пары понятий давать в сравнении и сопоставлении.
Таким образом, каждое существенное свойство понятия, используемое в определении, на данном этапе делается специальным объектом изучения.
3.Следующий этап – закрепление. Понятие можно считать сформированным, если учащиеся сразу узнают его в задаче без всякого перебирания признаков, то есть процесс подведения под понятие свёрнут. Достичь этого можно следующими путями:
Применение определения в более сложных ситуациях.
Включение нового понятия в логические связи, отношения с другими понятиями (например, сопоставление родословных, классификаций).
Желательно показать, что определение даётся не ради его самого, а для того, чтобы оно «работало» при решении задач и построении новой теории.
Информация о ообразовании:
Одаренный ребенок в семье
Кому из родителей не хотелось бы, чтобы их ребенок оказался одаренным, вырос умным, способным? Многие родители замечают у своих малышей незаурядные умственные достоинства: познавательные интересы, остроумие, прямо-таки взрослость некоторых их суждений. И при этом каждый отмечают повышенную умственн ...
Физическая культура как часть общей культуры
общества
На современном этапе развития в условиях качественного преобразования всех сторон жизни общества возрастают и требования к физической подготовленности граждан, необходимой для успешной их трудовой деятельности. Сфера физической культуры выполняет в обществе множество функций и охватывает все возрас ...
Приемы развития устной и письменной речи младших школьников
На уроке в школе учитель может использовать ряд заданий и упражнений, способствующих общему речевому развитию детей: обогащению словарного запаса, совершенствованию строя речи и др. В устной речи различают правильность орфоэпическую и произносительную. Работа над орфографической грамотностью и прои ...