Клинико – психолого - педагогическая характеристика детей с нарушением слуха

Статьи по педагогике » Особенности становления самооценки у детей старшего дошкольного возраста с нарушением слуха » Клинико – психолого - педагогическая характеристика детей с нарушением слуха

Страница 1

Многообразие проявлений нарушения слуха обуславливает необходимость дифференциации, выделения основных групп детей. Психолого-педагогическая классификация детей с нарушением слуха важна для организации их обучения и воспитания, в частности – для определения типа учреждения, в котором должен обучаться такой ребенок.

В основу ряда классификации нарушений слуха положены различные факторы.

Наиболее распространенной в дошкольных учреждениях и школах для детей с нарушением слуха является классификация Л.В. Неймана (1977). В ней учитывается степень поражения слуховой функции и возможности формирования речи при таком состоянии слуха. В основу определения степени снижения слуха положены результаты исследования слуха методом тональной аудиометрии и речью.

Следует отметить, что применительно к детям раннего дошкольного возраста чаще всего применяется игровая тональная аудиометрия, которая требует предварительной выработки у них условно-двигательной реакции на звуковые сигналы (Э.И. Леонард, Г.С. Лях, А.М. Марусева, Н.Д. Шматко и др.).

Л.В. Нейман выделил два вида слуховой недостаточности – тугоухость и глухота.

Под тугоухостью понимается такое снижение слуха, при котором возникают затруднения в восприятии и в самостоятельном овладении речью. Однако остается возможность овладения с помощью слуха хотя бы ограниченным и искаженным запасом слов.

В качестве основного критерия определения степеней тугоухости используется степень понижения слуха в области речевого диапазона частот (от 500 до 4000 Гц). Выделяются три степени тугоухости в зависимости от средней потери слуха в указанном диапазоне:

1-я степень – снижение слуха не превышает 50 дБ;

2-я степень – средняя потеря слуха от 50 до 70 дБ;

3-я степень – потеря слуха превышает 70 дБ.

Необходимо отметить, что при первой степени тугоухости для ребенка остается доступным речевое общение: он может разборчиво воспринимать речь разговорной громкости на расстоянии более 1-2 м. При второй степени тугоухости речевое общение затруднено, т.к. разговорная речь воспринимается на расстоянии до 1 м. При третьей степени тугоухости общение нарушается, т.к. речь разговорной громкости воспринимается неразборчиво даже у самого уха. Снижение слуха до 15-20 дБ, по мнению Л.В. Неймана, является границей между нормальным и тугоухостью. А условная граница между тугоухостью и глухотой находится на уровне 85 дБ.

При этом под глухотой понимается такая степень снижения слуха, при которой самостоятельное овладения речью (спонтанное формирование речи) оказывается невозможным.

В зависимости от объема воспринимаемых частот по состоянию слуха выделяют четыре группы глухих:

1-я группа – дети, воспринимающие звуки самой низкой частоты, т.е. 125-250 Гц;

2-я группа – дети, воспринимающие звуки до 500 Гц;

3-я группа – дети, воспринимающие звуки до 1000 Гц;

4-я группа – дети, которым доступно восприятие звуков в широком диапазоне частот, т.е. 2000 Гц и выше.

Дети с минимальными остатками слуха (первая и вторая группы глухоты) оказываются способны воспринимать лишь очень громкие звуки на небольшом расстоянии (громкий крик, гудок паровоза). Глухие дети, имеющие третью и четвертую группы в состоянии воспринимать и различать на небольшом расстоянии значительно больше звуков, разнообразных по своей частотной характеристике, а также различать речевые звучания – несколько хорошо знакомых лепетных или полных слов.

Страницы: 1 2 3 4


Информация о ообразовании:

Основные психические процессы и их развитие
Психические процессы - динамическое отражение действительности в различных формах психических явлений. Психический процесс - это течение психического явления, имеющего начало, развитие и конец, проявляющиеся в виде реакции. При этом нужно иметь в виду, что конец психического процесса тесно связан с ...

Дидактическое учение Яна Амоса Коменского
Дидактические идеи и отдельные высказывания по вопросам дидактики в большом количестве разбросаны в трудах философов и мыслителей античного мира. Особенно богаты в этом отношении сочинения Платона, Аристотеля, Цицерона, Сенеки, Квинтилиана и других. Я.А. Коменский систематизировал опыт, накопленный ...

Жанры литературы, используемые для воспитания детей дошкольного возраста
Дети 5-6 лет уже обладают достаточным литературным багажом, отличают сказку от рассказа, безошибочно определяют поэтические произведения. Они понимают суть конкретного поступка литературного героя, хотя его скрытые мотивы не всегда улавливают. Специалисты называют этот возраст «библиотечным» - за с ...

Категории

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.agepedagog.ru