Клинико – психолого - педагогическая характеристика детей с нарушением слуха

Статьи по педагогике » Особенности становления самооценки у детей старшего дошкольного возраста с нарушением слуха » Клинико – психолого - педагогическая характеристика детей с нарушением слуха

Страница 1

Многообразие проявлений нарушения слуха обуславливает необходимость дифференциации, выделения основных групп детей. Психолого-педагогическая классификация детей с нарушением слуха важна для организации их обучения и воспитания, в частности – для определения типа учреждения, в котором должен обучаться такой ребенок.

В основу ряда классификации нарушений слуха положены различные факторы.

Наиболее распространенной в дошкольных учреждениях и школах для детей с нарушением слуха является классификация Л.В. Неймана (1977). В ней учитывается степень поражения слуховой функции и возможности формирования речи при таком состоянии слуха. В основу определения степени снижения слуха положены результаты исследования слуха методом тональной аудиометрии и речью.

Следует отметить, что применительно к детям раннего дошкольного возраста чаще всего применяется игровая тональная аудиометрия, которая требует предварительной выработки у них условно-двигательной реакции на звуковые сигналы (Э.И. Леонард, Г.С. Лях, А.М. Марусева, Н.Д. Шматко и др.).

Л.В. Нейман выделил два вида слуховой недостаточности – тугоухость и глухота.

Под тугоухостью понимается такое снижение слуха, при котором возникают затруднения в восприятии и в самостоятельном овладении речью. Однако остается возможность овладения с помощью слуха хотя бы ограниченным и искаженным запасом слов.

В качестве основного критерия определения степеней тугоухости используется степень понижения слуха в области речевого диапазона частот (от 500 до 4000 Гц). Выделяются три степени тугоухости в зависимости от средней потери слуха в указанном диапазоне:

1-я степень – снижение слуха не превышает 50 дБ;

2-я степень – средняя потеря слуха от 50 до 70 дБ;

3-я степень – потеря слуха превышает 70 дБ.

Необходимо отметить, что при первой степени тугоухости для ребенка остается доступным речевое общение: он может разборчиво воспринимать речь разговорной громкости на расстоянии более 1-2 м. При второй степени тугоухости речевое общение затруднено, т.к. разговорная речь воспринимается на расстоянии до 1 м. При третьей степени тугоухости общение нарушается, т.к. речь разговорной громкости воспринимается неразборчиво даже у самого уха. Снижение слуха до 15-20 дБ, по мнению Л.В. Неймана, является границей между нормальным и тугоухостью. А условная граница между тугоухостью и глухотой находится на уровне 85 дБ.

При этом под глухотой понимается такая степень снижения слуха, при которой самостоятельное овладения речью (спонтанное формирование речи) оказывается невозможным.

В зависимости от объема воспринимаемых частот по состоянию слуха выделяют четыре группы глухих:

1-я группа – дети, воспринимающие звуки самой низкой частоты, т.е. 125-250 Гц;

2-я группа – дети, воспринимающие звуки до 500 Гц;

3-я группа – дети, воспринимающие звуки до 1000 Гц;

4-я группа – дети, которым доступно восприятие звуков в широком диапазоне частот, т.е. 2000 Гц и выше.

Дети с минимальными остатками слуха (первая и вторая группы глухоты) оказываются способны воспринимать лишь очень громкие звуки на небольшом расстоянии (громкий крик, гудок паровоза). Глухие дети, имеющие третью и четвертую группы в состоянии воспринимать и различать на небольшом расстоянии значительно больше звуков, разнообразных по своей частотной характеристике, а также различать речевые звучания – несколько хорошо знакомых лепетных или полных слов.

Страницы: 1 2 3 4


Информация о ообразовании:

Развитие физической культуры
В целом важнейшими условиями развития физической культуры, как, впрочем, и всей культуры, явились условия материальной жизни общества и характер социально-экономических отношений, господствовавших на тех или иных этапах истории общества. Дальнейшее развитие производственных сил связано с возникнове ...

Сказки как средство воспитания ребенка раннего возраста
Сказка – прекрасное творение искусства. В мир сказок ребенок вступает в самом раннем возрасте, как только начинает говорить. Сказка есть в каждом доме. Из сказок дети черпают множество познаний, первые представления о времени и пространстве, о связи человека с природой, с предметным миром. Сказка п ...

Педагогическая мысль эпохи Просвещения
Джон Локк (1632 – 1704) - английский ученый, просветитель и педагог. Выступая против идеалистического учения о врожденных идеях, считал, что идеи не врождены, ребенок появляется на свет, будучи “чистой доской”, готовым воспринимать окружающий мир посредством своих чувств, через внутренний опыт – ре ...

Категории

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.agepedagog.ru