Клинико – психолого - педагогическая характеристика детей с нарушением слуха

Статьи по педагогике » Особенности становления самооценки у детей старшего дошкольного возраста с нарушением слуха » Клинико – психолого - педагогическая характеристика детей с нарушением слуха

Страница 2

Таким образом, мы видим, что глухие дети имеют большие или меньшие остатки слуха, которые в процессе специальной работы по развитию слухового восприятия могут стать основой для познания звуков окружающего мира и ориентирования в нем, а также сыграть важную роль в процессе формирования устной речи.

Большое влияние на организацию дифференцированного обучения, создания системы школ и дошкольных учреждений для детей с нарушениями слуха, определение критериев отбора и комплектования классов (групп) в них, разработку путей обучения детей с различным состоянием слуха оказала педагогическая классификация Г.М. Боскис (1963). Опираясь на теорию Л.С. Высотского о первичных и вторичных отклонениях в развитии психики ребенка с нарушениями слуха, Рахиль Марковна определила основные критерии, положенные в основу педагогической типологии детей с недостатками слуха и характеризующие своеобразие их развития.

Таким образом, нарушение слуха у ребенка необходимо рассматривать в его принципиальном отличии от аналогичного недостатка у взрослых.

Важно учитывать возможность самостоятельного овладения речью при данном состоянии слуха, т.е. без специального обучении. Группа детей с нарушениями слуха исключительно разнообразна и по уровню речевого развития, что обусловлено сочетанием следующих факторов: степенью нарушения слуха, временем возникновения слухового дефекта, педагогическими условиями, в которых находился ребенок после появления нарушения слуха; индивидуальными особенностями ребенка. Отличается и прямая взаимосвязь между снижением слуха и состоянием речи: чем больше потеря слуха, тем сильнее страдает речь ребенка, а при тяжелых нарушениях она вообще не развивается без специального обучения. В соответствии с этими критериями, Г.М. Боскис выделила две основные группы детей глухие и слабослышащие.

К группе глухих (неслышащих) относят детей со степенью потери слуха, которая лишает их возможности естественного восприятия речи и самостоятельного овладения ею.

Среди них выделяют:

¨ Ранооглохших. В эту группу входят дети, родившиеся с нарушенным слухом, либо потерявшие слух до начала речевого развития или на ранних. Обычно сохраняются остатки слуха, позволяющие воспринимать сильные резкие звуки;

¨ Позднооглохшим: Это дети, сохранившие в той или иной мере речь, потерявшие слух в том возрасте, когда она уже сформирована. Главной задачей в работе с ними являются закрепление уже имеющихся речевых навыков, предохранение речи и обучение чтению с губ.

¨ Слабослышащие (тугоухие). Это дети с частичной слуховой недостаточностью затрудняющей слуховое развитие, но с сохраненной способностью к самостоятельному накоплению речевого запаса при помощи остаточного слуха. Речь слабослышащего ребенка обычно имеет ряд существенных недостатков, которые подлежат коррекции в процессе обучения.

С учетом состояния речи Р.М. Боскис выделила две категории слабослышащих детей. Первая категория – слабослышащие дети, которые к моменту поступления в школу имеют тяжелое недоразвитие речи (отдельные слова, короткие, неправильно построенные фразы, грубые нарушения лексического, грамматического, фонематического строя речи). Вторая группа слабослышащие дети, владеющие развернутой фразовой речью с небольшими отклонениями в грамматическом строе, фонематическом оформлении.

Страницы: 1 2 3 4


Информация о ообразовании:

Статистический анализ полученных результатов
В исследовании приняли участие три группы испытуемых, как указывалось выше: 1 группа – Таллиинская центральная гимназия (tkvg). 2 группа – Лаагнаская гимназия, подразделяется на две группы тестируемых: (lg; lg-1, lg-2). 3 группа – Каллаверская средняя школа (kkk). Ниже в таблицах 1–3 представлены о ...

Профессиональные деформации педагогов
Предпосылки развития профессиональных деформаций коренятся уже в мотивах выбора педагогической профессии. Это, как осознаваемые мотивы: социальная значимость, имидж, творческий характер, материальные блага, так и неосознаваемые: стремление к власти, доминированию, самоутверждению. В современной пед ...

Происхождение и развитие письма
Исторические разновидности письма: А) «предметное письмо» и наскальная живопись как предыстория собственно письма. Письмо относится к величайшим изобретениям человечества. Оно помогает людям общаться в тех случаях, когда общение звуковым языком или невозможно, или затруднительно. Главные затруднени ...

Категории

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.agepedagog.ru