Психолого-педагогические проблемы профильного обучения

Статьи по педагогике » Реализация профильного обучения в средней общеобразовательной школе » Психолого-педагогические проблемы профильного обучения

Страница 1

План-график введения профильного обучения на старшей ступени общего образования предусматривает широкий переход на профильное обучение в старших классах общеобразовательных учреждений Российской Федерации, который должен начаться с 2006-07 учебного года, а с 2005-06 учебного года – введение предпрофильной подготовки в 9-х классах. С 2003 \ 04 учебного года эксперимент по профильному обучению в десяти регионах, двадцати муниципальных образованиях России. В связи с этим широкомасштабная подготовка к профилизации обучения необходима уже сейчас.

а) Номенклатура профилей

Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования предусматривает возможность введения пяти профилей:

1. естественно-математический;

2. социально-экономический;

3. гуманитарный;

4. технологический;

5. универсальный / общеобразовательный.

Предлагается вариант введения десяти профилей: физико-математический, естественнонаучный, информационно-технологический, гуманитарный, филологический, социально-экономический, оборонно-технический, художественный, агротехнологический, индустриально-технологический. При этом ряд традиционных предметов может потерять свою самостоятельность, нарушаются сложившиеся межпредметные связи.

При большом числе направлений профилизации вызывает обеспокоенность статус общеобразовательного направления обучения, в котором преподавание всех учебных дисциплин осуществляется на уровне, достаточном для поступления в ВУЗ любого профиля, что дает возможность профессионального самоопределения по завершении, а не в процессе получения общего образования.

б) Многовариантность форм организации профильного обучения

В модели внутришкольной профилизации общеобразовательное учреждение может быть однопрофильным и многопрофильным. Школа может быть в целом, и не ориентирована на конкретные профили, но за счет значительного увеличения числа элективных курсов предоставлять учащимся возможность реализовать индивидуальные профильные образовательные траектории. Модель сетевой организации может строиться в двух основных вариантах.

Первый вариант связан с объединением нескольких общеобразовательных учреждений вокруг ведущего, которое обладает достаточной материально-технической базой, кадровым потенциалом и выполняет роль «ресурсного центра». Каждая школа, входящая в сеть, обеспечивает изучение в полном объеме базовых общеобразовательных предметов, частично профильных предметов и элективных курсов, исходя из своих возможностей, а остальную профильную подготовку берет на себя «ресурсный центр».

Второй вариант основан на кооперации общеобразовательного учреждения с учреждениями дополнительного, высшего, среднего и начального профессионального образования с привлечением дополнительных образовательных ресурсов.

Не исключается возможность существования и дальнейшего развития универсальных школ и классов, не ориентированных на профильное обучение, и различного рода специализированных общеобразовательных учреждений.

в) Подготовка, повышение квалификации и профессиональная переподготовка педагогических кадров для профильной школы

Учитель профильной школы должен обеспечивать:

· вариативность и личностную ориентацию образовательного процесса, проектирование индивидуальных образовательных траекторий;

· профильное и профессиональное самоопределение старшеклассников;

· формирование способностей и компетентностей, необходимых для продолжения образования в соответствующей сфере профессионального образования.

Новые требования к учителю диктуют необходимость дальнейшей модернизации системы подготовки и повышения квалификации педагогических кадров. Для реализации данной задачи необходимо обеспечить опережающую разработку стандартов высшего профессионального педагогического образования третьего поколения, ввести необходимые специализации и магистерские программы с учетом потребностей профильного обучения.

Вместе с тем в ближайшие несколько лет преподавание в профильной школе будет осуществляться ныне действующими педагогическими кадрами. В этой связи при переходе на профильное обучение необходимо учителям, изъявившим желание работать в профильной школе, пройти повышение квалификации или профессиональную переподготовку.

г) Предпрофильная подготовка на средней ступени обучения

Поскольку выбор профиля является делом ответственным как для ученика, так и для его ближайшего окружения, то соответствующие шаги должны быть предприняты в начальном и среднем звеньях школьной системы образования. Выявление личностного потенциала ученика невозможно без его деятельностного участия в проверочных и тренировочных занятиях. Должны быть разработаны такие системы заданий, чтобы испытания позволили получить первоначальные сведения об особенностях и склонностях личности.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Информация о ообразовании:

Организация учебно-воспитательного процесса в Ришельевском лицее
В Одессе 19 века бурно развивалось промышленное производство. Это был город, который начали строить и развивать высокообразованные и культурные чиновники. В 1817 году в южном регионе России было решено создать весьма престижное учебное заведение закрытого типа – лицей. Назвали его в честь генерал-г ...

Анализ результатов экспериментального исследования
Обследование показателей физического состояния учащихся проводилось дважды – в начале учебного года и в конце – после проведения формирующей части эксперимента. Методика обследования Параметр 1. Измерение роста (см). Параметр 2. Измерение веса (кг). Параметр 3. Осанка (указывается тип нарушения или ...

Документация педагогического исследования
Изучаемая документация исследования должна выступать в виде не только словесных описаний наблюдаемых явлений, но и числовых характеристик (таблицы, схемы, диаграммы), наглядно-чувственных отображений, (аудио-видео-фотодокументация). И чем более разнообразны её формы, тем больше даёт она для проникн ...

Категории

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.agepedagog.ru