Особенно это касается ситуации с подростками. Здесь интерес все больше перемещается с учебных предметов в другую сферу внешкольной деятельности; здесь часто более активно формируются не познавательные интересы, а спортивные, художественные, технические, что, безусловно, с одной стороны, является проявлением возрастных особенностей; а с другой, отражается на школьных занятиях – интерес к ним снижается, успеваемость падает. Даже тогда когда во внешкольной сфере развиваются познавательные интересы – например, к физике, истории и т.д., – они во многих случаях отрицательно отражаются на школьной успеваемости подростков и старшеклассников: читая и делая что-то дополнительно, сверх программы, они не всегда выполняют задания учителя – они им уже не интересны. Поэтому определить интерес учеников по школьным отметкам нельзя, для этого нужна кропотливая работа, неоднократные беседы с учащимися, наблюдения, тестирования, экспериментальные занятия. Это важный период для первичного выбора будущей профессии, основанного на осознании своих интересов и способностей.
Профилизация обучения возможна только на базе усвоения широкого спектра знаний и освоения в различных видах деятельности, когда важно пережить успех и закрепить его. А специализация с учетом выбора ученика при отказе от перегрузок школьных программ – это прерогатива старшей школы, которая будет осуществлять профильное обучение, обеспечивая сохранность психического и физического здоровья учащихся.
Психологи МЦ «Преображение», осуществляющие психолого-педагогическое сопровождение учебно-воспитательного процесса в образовательных учреждениях г. Тулы, проводят мониторинг с целью выявления уровня умственного развития учащихся 9-х классов. Как видно из этих данных, большинство девятиклассников показывает средний уровень выполнения заданий школьного теста умственного развития, разработанного группой научных сотрудников Института психологии РАО.
Таблица №2
Уровень |
Количество учащихся, % | ||
всего |
мальчики |
девочки | |
Высокий |
8,4 |
6,3 |
10,6 |
Средний |
70,9 |
68,3 |
73,6 |
Низкий |
20,6 |
25,4 |
15,7 |
Приведенные данные свидетельствуют о том, что большинство девятиклассников имеют средний уровень умственного развития. Количество подростков с низким уровнем умственного развития больше, чем с высоким.
Сравнивая показатели мальчиков и девочек, можно заметить, что мальчиков с низким уровнем умственного развития больше, чем девочек, среди девочек больше учащихся с высокими и средними показателями.
Анализируя результаты выполнения тестовых заданий, отнесенных к разным школьным предметам, можно отметить, что наиболее усвоенными школьными предметами у девятиклассников являются литература и русский язык, за ними следуют география, математика и физика, биология, история.
Девочки оказываются более успешными в выполнении заданий по всем школьным предметам. Это объясняется более высокой учебной мотивацией девочек, их усидчивостью, более высоким уровнем социализации и, как следствие, более высокой коммуникабельностью и информированностью.
Наиболее успешно учащимся 9-х классов выполняются задания с конкретными понятиями, затем – с абстрактными и менее успешно – смешанные. В выполнении заданий с абстрактными, конкретными и смешанными понятиями девочки опережают мальчиков. Девочки, в отличие от мальчиков, более успешно выполняют задания с абстрактными понятиями, затем – с конкретными и наименее успешно – смешанные. Это говорит о том, что уровень развития мышления девочек более соответствует возрастной норме, чем у мальчиков, так как в подростковом возрасте уже должно быть достаточно хорошо развито абстрактное мышление, у девочек же уровень развития абстрактного мышления несколько выше, чем конкретного.
Информация о ообразовании:
Социально-культурные технологии в организации досуга детей в
оздоровительных лагерях
Лагерь с дневным пребыванием учащихся призван создать оптимальные условия для полноценного отдыха детей. Летний лагерь является, с одной стороны, формой организации свободного времени детей младшего школьного возраста, с другой – пространством для оздоровления, развития художественного, техническог ...
Подготовка воспитателя к занятию
Организуя занятие с дошкольниками, необходимо, прежде всего определить его главную цель. А заключается она в том, будет ли это занятие носить развивающий характер или преследовать сугубо обучающую цель. На обучающем занятии дети накапливают необходимый личностный опыт: знания, умения, навыки и прив ...
Содержание хозяйственно бытового труда
В трудовом воспитании дошкольников большое место занимает хозяйственно бытовой труд, соблюдением правил гигиены, поддержанием порядка в групповой комнате, и на участке. Этот труд как, не какой другой, дает возможность воспитать у детей аккуратность, желание поддерживать чистоту и порядок. У дошколь ...