Психолого-педагогические проблемы профильного обучения

Статьи по педагогике » Реализация профильного обучения в средней общеобразовательной школе » Психолого-педагогические проблемы профильного обучения

Страница 5

Особенно это касается ситуации с подростками. Здесь интерес все больше перемещается с учебных предметов в другую сферу внешкольной деятельности; здесь часто более активно формируются не познавательные интересы, а спортивные, художественные, технические, что, безусловно, с одной стороны, является проявлением возрастных особенностей; а с другой, отражается на школьных занятиях – интерес к ним снижается, успеваемость падает. Даже тогда когда во внешкольной сфере развиваются познавательные интересы – например, к физике, истории и т.д., – они во многих случаях отрицательно отражаются на школьной успеваемости подростков и старшеклассников: читая и делая что-то дополнительно, сверх программы, они не всегда выполняют задания учителя – они им уже не интересны. Поэтому определить интерес учеников по школьным отметкам нельзя, для этого нужна кропотливая работа, неоднократные беседы с учащимися, наблюдения, тестирования, экспериментальные занятия. Это важный период для первичного выбора будущей профессии, основанного на осознании своих интересов и способностей.

Профилизация обучения возможна только на базе усвоения широкого спектра знаний и освоения в различных видах деятельности, когда важно пережить успех и закрепить его. А специализация с учетом выбора ученика при отказе от перегрузок школьных программ – это прерогатива старшей школы, которая будет осуществлять профильное обучение, обеспечивая сохранность психического и физического здоровья учащихся.

Психологи МЦ «Преображение», осуществляющие психолого-педагогическое сопровождение учебно-воспитательного процесса в образовательных учреждениях г. Тулы, проводят мониторинг с целью выявления уровня умственного развития учащихся 9-х классов. Как видно из этих данных, большинство девятиклассников показывает средний уровень выполнения заданий школьного теста умственного развития, разработанного группой научных сотрудников Института психологии РАО.

Таблица №2

Уровень

Количество учащихся, %

всего

мальчики

девочки

Высокий

8,4

6,3

10,6

Средний

70,9

68,3

73,6

Низкий

20,6

25,4

15,7

Приведенные данные свидетельствуют о том, что большинство девятиклассников имеют средний уровень умственного развития. Количество подростков с низким уровнем умственного развития больше, чем с высоким.

Сравнивая показатели мальчиков и девочек, можно заметить, что мальчиков с низким уровнем умственного развития больше, чем девочек, среди девочек больше учащихся с высокими и средними показателями.

Анализируя результаты выполнения тестовых заданий, отнесенных к разным школьным предметам, можно отметить, что наиболее усвоенными школьными предметами у девятиклассников являются литература и русский язык, за ними следуют география, математика и физика, биология, история.

Девочки оказываются более успешными в выполнении заданий по всем школьным предметам. Это объясняется более высокой учебной мотивацией девочек, их усидчивостью, более высоким уровнем социализации и, как следствие, более высокой коммуникабельностью и информированностью.

Наиболее успешно учащимся 9-х классов выполняются задания с конкретными понятиями, затем – с абстрактными и менее успешно – смешанные. В выполнении заданий с абстрактными, конкретными и смешанными понятиями девочки опережают мальчиков. Девочки, в отличие от мальчиков, более успешно выполняют задания с абстрактными понятиями, затем – с конкретными и наименее успешно – смешанные. Это говорит о том, что уровень развития мышления девочек более соответствует возрастной норме, чем у мальчиков, так как в подростковом возрасте уже должно быть достаточно хорошо развито абстрактное мышление, у девочек же уровень развития абстрактного мышления несколько выше, чем конкретного.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Информация о ообразовании:

Основные задачи планирования п/о
1) Способствовать полному и своевременному выполнению учебных планов и программ. 2) Обеспечить правильный выбор УПР, соответствующих программам п/о, распределение их между учебными группами, полную и равномерную загрузку всех обучающихся, рациональное использование учебно-производственного оборудов ...

Психологические особенности учебной деятельности
Опираясь на учение А.С.Выготского (4), отечественные психологи А.Н.Леонтьев (6), Д.Б.Давыдов (15), Л.В.Занков (12), Н.А.Менчинская (21), П.Я.Гальперин (6), разработали теоретические основы учебной деятельности, которые особенно благоприятно влияют на развитие интеллектуальной, волевой, эмоционально ...

Диагностика орфографической зоркости
Многих учителей начальных классов волнует проблема грамотного письма учащихся. Анализ диктантов, проводимых по раз­ным темам, заставил задуматься над развитием орфографической зоркости де­тей. Итак, для выявления и развития сформированности орфографической зоркости нами был проведен анализ работ по ...

Категории

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.agepedagog.ru