Психолого-педагогические проблемы профильного обучения

Статьи по педагогике » Реализация профильного обучения в средней общеобразовательной школе » Психолого-педагогические проблемы профильного обучения

Страница 4

В российской школе педагогическое сопровождение самоопределения учащейся молодежи в условиях профильного обучения складывается из таких инновационных направлений образовательной деятельности:

ü усиление интеграции образовательных и предметных областей с внеучебной практикой социально-профессионального самоопределения школьников;

ü ориентация на консолидацию усилий с другими учебными заведениями;

ü обеспечение профильной подготовки школьников на основе вариативности с учетом выбранных ими индивидуальных маршрутов, получения образования в соответствии с интересами, способностями учащихся, запросами рынка труда, а также необходимости их обязательной предпрофильной подготовки, направленной на знакомство с миром профессий и приобретение практического опыта для обоснованного выбора профиля обучения;

ü оказание психолого-педагогической помощи учителю в переориентации его с деятельности назидателя.

Сегодня ни педагогическая наука, ни практика не готовы к осуществлению образования на деятельностной основе.

На сегодняшний день количество желающих продолжить образование в старших классах больше, чем реальные возможности. Возникает ситуация конкурсного приема. В связи с этим представляется целесообразным наряду с итоговой аттестацией выпускников основной школы создать основу для внедрения в массовую практику механизмов конкурсного отбора в старшую профильную школу. Важную роль может сыграть введение накопительной оценки портфолио, которая учитывает различные достижения учащихся.

Социологические исследования показывают, что большинство пятнадцатилетних отдают предпочтение тому, чтобы «знать основы дисциплин, а углубленно изучать только те, которые выбираются, чтобы в них специализироваться». Иначе говоря, профилизация обучения в старших классах соответствует структуре образовательных и жизненных установок большинства старшеклассников. Следует отметить и тот факт, что примерно треть подростков к этому возрасту не готова выбрать тот или иной профиль обучения. Такая ситуация может быть связана как с их личностными особенностями, так и с качеством преподавания.

Чтобы индивидуальный подход к ребенку на научной основе, необходимо, во-первых, знать возрастные особенности, которые в должной мере не используются учителями, во-вторых, не менее важно знать потребности и запросы самого ребенка.

Личностный подход в обучении – не просто учет индивидуальных особенностей учащихся, отличающих их друг от друга. Это последовательное всегда и во всем отношение к ученику как к ответственному и самосознательному субъекту деятельности.

Юношеская личность всегда противоречива и изменчива. Самая распространенная и типичная ошибка учителей – неумение понять глубинные свойства, ядро личности старшеклассника, оценка его по каким-то усредненным, формальным и внешним показателям, таким, как внешняя дисциплинированность и учебная успеваемость. Спору нет – и то и другое существенно. Но самый легкий, послушный и покладистый ребенок не всегда самый искрений или самый инициативный. Также мало говорит о характере учащегося его успеваемость. Закона прямой пропорциональности школьной успеваемости и развития индивидуальности не существует, как показали исследования последних лет. Но нет и противоположного правила! Не увидев в ученике чего-то ценного и интересного, свойственного только ему, учитель, в сущности, не может его воспитывать. У педагога нет точки опоры для человеческого контакта с ним. Преодолеть прошлый отрицательный опыт очень трудно, поэтому критические замечания старшеклассников в адрес школы требуют самого серьезного к себе отношения. Во многом этому должно способствовать введение в старшей школе профильного обучения, хотя, как мы понимаем, никакие нововведения в образовательном процессе, ни получение педагогами целого ряда новых психолого-педагогических методик и инструментария не дадут должного результата без построения отношений учителя с учениками на основе взаимопонимания и уважения друг к другу. Кроме того, как уже говорилось, надо знать интересы и склонности учащихся.

Первоначальная направленность интересов возникает очень рано, в неповторимом общении ребенка с родителями и сверстниками, а затем с учителями или теми взрослыми, которые иногда случайно встречаются на его жизненном пути вольно или невольно дают толчок к формированию его интересов. Уже в младшем школьном возрасте достаточно ярко обнаруживается возможность выявления для каждого ребенка оптимальной области знаний или деятельности, в которой он достигает сравнительно высоких успехов и к которой проявляет интерес. Однако выявить интересы учащихся к тому или иному учебному предмету или виду деятельности довольно сложно, и, как свидетельствуют результаты исследований, это невозможно сделать грамотно, основываясь лишь на отметках, получаемых детьми.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Информация о ообразовании:

Особенности овладения словообразованием и словоизменением в онтогенезе и при дизонтогенезе
Алексеева М.М., Яшина В.И., Лепская Н.И., Арушанова А.Г, Фомичева М.Ф. рассматривали проблемы развития словообразования и словоизменения детей с нормой речевого развития. По мнению Арушановой А.Г. основным источником развития навыков словообразования и словоизменения детей является повседневное общ ...

Элективные курсы в профильном обучении
Элективные курсы – факультативные курсы, направленные как на внутрипрофильную дифференциацию, так и на компенсацию профильной однонаправленности; способствующие углублению индивидуализации профильного обучения, расширению мировоззренческих представлений учащихся. Курсы по выбору являются обязательн ...

Отрасли современной педагогики
Основными отраслями педагогики можно назвать следующие науки. 1. Общая педагогика исследует общие закономерности воспитания, обучения и образования. Формулирует основные принципы и категории, которые используются во всех специальных и прикладных педагогических науках. Составными частями общей педаг ...

Категории

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.agepedagog.ru