Особенности эмоциональной сферы младших школьников с умственной отсталостью

Статьи по педагогике » Особенности эмоциональной сферы младших школьников с умственной отсталостью в учебной деятельности » Особенности эмоциональной сферы младших школьников с умственной отсталостью

Страница 1

При исследовании эмоциональной сферы необходимо помнить о её двойном содержании - это одновременно и объективный процесс взаимодействия и обмена информацией между людьми, и оценка им друг друга.

Эмоциональная сфера младших школьников с умственной отсталостью характеризуется незрелостью и существенным недоразвитием.

Это проявляется в неустойчивости настроений и эмоций, быстрой их смене, лёгком возникновении эмоционального возбуждения и плача, иногда - немотивированных проявлениях аффекта. Нередко у детей возникает состояние беспокойства.

Неадекватная весёлость и жизнерадостность выступают, скорее, как проявление возбудимости, неумения оценить ситуацию и настроение окружающих.

Нарушения эмоциональной сферы могут быть вызваны причинами:

1. внешними: длительная психотравмирующая ситуация, дефицит адекватной стимуляции, необходимой для развития эмоциональной сферы; неправильная организация контактов с ребёнком;

2. внутренними: патологические особенности эмоциональной сферы ребёнка (патологическая ранимость, пресыщаемость, сверхвозбудимость, инертность).

Внешние и внутренние причины тесно переплетаются между собой.

Для младших школьников с умственной отсталостью характерны частые проявления беспокойства и тревоги. В школе наблюдается состояние напряжённости, скованности, пассивность, неуверенность в себе (О.В. Фролова,).

Определяя более или менее успешно по внешнему выражению эмоции других людей, младшие школьники с умственной отсталостью часто затрудняются охарактеризовать собственное эмоциональное состояние в той или иной ситуации. Большинство младших школьников с умственной отсталостью лучше воспринимают те эмоции, в изображении которых больше мимических знаков. Существенные трудности вызывает у младших школьников с умственной отсталостью понимание эмоциональных состояний изображённых на картине персонажей. Они недостаточно соотносят движения и жесты персонажей картины с внутренним состоянием, передаваемым этими движениями. Дети допускают неточности, а иногда и искажения при толковании мимики персонажей, неправильно определяют сложные переживания, сводя их к более простым (Э.А. Евлахова).

Учащиеся не остаются равнодушными при прослушивании доступных для их понимания текстов, включающих эмоционально окрашенные компоненты, а в своих пересказах не пропускают их, акцентируют на них внимание, воспроизводят с большой выразительностью и правильностью, чем другие части воспринятого.

Часто у них наблюдается импульсивное поведение.

По данным Л.В. Кузнецовой (1986), уровень произвольной реакции поведения зависит у них от сложности деятельности, особенно от сложности звена программирования и наличия конфликтной ситуации (например, при необходимости действовать в соответствии с мысленным планом, вопреки внешним условиям деятельности).

Наибольшие затруднения в процессе развития произвольной деятельности по мере обучения в специальной школе вызывает формирование контроля над собственной деятельностью. Важную роль в этом играют занятия ручным трудом (Е.Н. Хохлина).

Эмоциональное общение взрослого и ребёнка при нормальном развитии возникает очень рано - на первых месяцах жизни. В процессе эмоционального контакта у ребёнка возникает потребность в общении с взрослым, которая ложится в дальнейшем в основу мотивационной сферы.

Страницы: 1 2


Информация о ообразовании:

Возникновение физической культуры
Считается, что физическая культура зародилась еще в первобытно-общинном обществе. В этот исторический период сложилась, так называемая элементарная физическая культура коллективного характера, основное содержание которой составляли игры натуралистического, символического и состязательного направлен ...

Лицеи в России. Причины и особенности возникновения
В первой половине XIX века формируется система образования и педагогическая мысль, призванные отвечать новым экономическим и духовным запросам гражданского общества. Благодаря университетскому образованию сформировалась интеллектуальная элита, внесшая заметный вклад в развитие педагогической мысли. ...

Структура уроков производственного обучения
I. Структура урока по операционной теме: Организационный момент. Вводная часть - до 1 часа: 1.1. Проверка посещаемости. 1.2. Подготовка учащихся к изучению новой темы: повторение необходимых знаний из теоретического обучения (но не его дублирование), подготовка к освоению новых трудовых операций и ...

Категории

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.agepedagog.ru