Ансамбль – это слитность по силе и тембру отдельных голосов внутри партии и равновесие в звучности между партиями хора.
Понятие «хорового ансамбля» в хороведении рассматривается как «художественное единство, согласованность и уравновешенность всех компонентов исполнения» (Краснощеков В.И.) в хоровом (коллективном) со-музицировании.
Е.Лобачева определила в своем пособии для руководителей хора термин ансамбля так: навык совместного пения, внимание, одновременное дыхание и одновременное начало; пение с одинаковой силой звука, в едином темпе, характере и настроении.
П.Г.Чесноков определял следующие условия ансамблирования: «Певцу надо возможно более уравновешиваться и сливаться со своей партией, партии – уравновешиваться в хоре, дирижеру – регулировать силу звука как отдельных певцов, так и целых партий. Всякий поющий в хоре должен чутко вслушиваться в свою партию, чтобы силой своего голоса уравновешиваться в ней и тембром своего звука сливаться с ней. Точное исполнение этого правила даст частный ансамбль. Каждая партия, слившись и уравновесившись в себе, должна чутко вслушиваться во все остальные партии хора, чтобы силой своего звука уравновешиваться в общей хоровой звучности. Навык в исполнении этого правила даст общий ансамбль. Каждый поющий в хоре, вырабатывая ансамбль партии, должен вслушиваться в нее, чтобы высотою своего звука сливаться с нею в точный унисон. Исполнение этого правила даст партии частный строй. Каждая партия, объединившись в частном и общем ансамбле и усовершенствовав свой частный строй, должна вслушиваться во все остальные партии и, воспринимая хоровой аккорд в его целом, строить высоту своего звука совершенно правильно и точно по отношению к высоте звука других партий хора. Точность в исполнении этого правила даст общехоровой строй».
Итак, единство звуковысотного и качественно – временного состояния певческого звука определяет главную задачу работы хормейстера с вокальным коллективом – выработку у певцов одинаковых вокально – слуховых ощущений в сферах вокально – дыхательного механизма, фонации, артикуляции. Художественное единство, уравновешенность всех компонентов исполнения являются высшей формой согласованности и характеризуются понятием ансамбль .
Проблемы частного и общего ансамбля, частного и общего хорового строя, главенствующие в процессе становления хоровой звучности, обнаруживают объективные причины – одинаковое количество певцов в каждой хоровой партии, одинаковое качество голосов в каждой хоровой партии, однотембренность голосов в каждой партии. Это заданные параметры, определяющие момент начала хоровой работы. К субъективным причинам принадлежат навыки и умения, приобретенные певцами в процессе репетиционной хоровой работы. Совершенство хора оценивается именно по сложению этих причин и, конечно, в большей степени по работе хормейстера в воспитании у певцов ансамблево – хоровых навыков.
В практическом хоровом исполнительстве существуют ансамблевые разновидности – динамические, ритмические, тембровые, интонационные, фактурные и др. Наименование ансамблевых разновидностей носят условный характер. Они неотделимы друг от друга, взаимосвязаны между собой, всегда подчинены главной идее, логике и драматургии музыкального произведения.
Информация о ообразовании:
Упражнения для выработки орфографической зоркости
Во время обучающего диктанта, творческой работы (изложения, сочинения) учащимся дано право пропускать орфограммы, которые вызывают сомнения. При этом они карандашом делают пометки на полях в виде вопроса на той строке, где допущен пропуск. Учитель в ходе работы помогает разрешить эти вопросы. Такой ...
Наглядность и компьютерные технологии
Во времена Коменского «наилучшими инструментами развития природных дарований» были книги. Сейчас на роль «наилучшего инструмента» начинает претендовать компьютер, в том числе в качестве средства обеспечения дидактической наглядности. Очевидно, с появлением компьютеров обучение стало более наглядным ...
Логопедическая работа по преодолению нарушений словообразования и
словоизменения у дошкольников с общим недоразвитием речи III
уровня
Целью формирующего эксперимента было развитие словообразования и словоизменения посредством дидактических игр При подборе дидактических игр учитывались возрастные особенности старших дошкольников. Материал формирующего эксперимента представлен ниже. Игры для закрепления формы множественного числа: ...