Диагностирование навыка ансамблирования в процессе коллективных занятий у детей младшего школьного возраста

Статьи по педагогике » Диагностирование навыка ансамблирования в процессе коллективных занятий у детей младшего школьного возраста

Страница 2

Динамический ансамбль, как уравновешенность голосов по силе и громкости звучания внутри партии и в общем хоре, сопряжен с тесситурой. Человеческие голоса обладают динамическими возможностями, прямо пропорциональными тесситурным условиям. С повышением тесситуры динамические возможности возрастают. При равномерных тесситурных условиях хоровые голоса имеют одинаковые динамические возможности, и их палитра тем богаче, чем разнообразнее использованный ими регистр. В условиях относительно высокой тесситуры хор имеет динамические возможности от pp

до ff,

тогда как в условиях средней тесситуры они доходят от pp

до f

, а при низкой тесситуре – максимум от pp

до mf

. В связи с тесситурными условиями голосов принято рассматривать в хоровой звучности следующие виды ансамбля – искусственный и естественный, образующиеся при исполнении неансамблирующих и ансамблирующих аккордов. Они характеризуются одинаковым или неодинаковым напряжением певческих голосов.

Ритмический ансамбль включает все моменты, связанные с темпом, метром и ритмом хорового исполнения. В практическом исполнительстве ритмический ансамбль неотделим от дикционных особенностей, точной артикуляции гласных и согласных звуков. Исполнительская ритмика всегда обусловлена образными задачами, направлена на выявление художественного начала. Чрезвычайно важную роль играет одновременное вступление поющих. Н.М.Данилин дал точную оценку этому моменту: «Слаженность хора познается во вступлении после паузы. Каждый понимающий по вступлению партии судит: доучен хор или нет».

В хоровых произведениях применяются самые разнообразные способы изложения музыкального материала – гомофонно – гармонический, полифонический, смешанный, а также народно – песенной полифонии. Таким образом, хоровая фактура сочинения, выражая стилистику и приемы письма, в каждом конкретном случае обусловливает особые формы ансамбля, связанные с фактурой изложения, и устанавливает здесь собственные принципы ансамблирования. Нередки случаи совмещения различных способов изложения (например, гомофонно – гармонический с элементами полифонии).

Гомофонно – гармонический стиль имеет две основные формы изложения: мелодия с аккомпанементом и аккордовое изложение, где нет ярко выраженного мелодического начала.

В первом случае голос, излагающий тематический материал, несколько выделен на фоне общей звучности; следовательно, со стороны ансамбля образуется принцип не измененной динамической и отчасти тембровой перспективы, то есть на переднем плане – тема, все остальное образует фон. Такой способ изложения наиболее типичен для песенного жанра, часто употребляемого в хоровом творчестве. Песни, изложенные в один или два голоса, с небольшими вкраплениями аккордовой фактуры ( двух- и трехголосие), требуют четкого осмысления в функциональном значении каждого голоса: исполняющий мелодию голос всегда несколько выделяется на фоне другого голоса, не имеющего мелодического значения.

Полифонический стиль предполагает самостоятельность движения всех голосов партитуры. По мере развития музыкальной ткани меняется их значение. Один голос излагает главное, другой – значительное, но менее важное, чем первый, третий ведет самостоятельную линию контрапунктирующего голоса и т.д. Динамическая перспектива их звучности представляет собой сложную, многообразную картину.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7


Информация о ообразовании:

Возможности в преподавании сонетов Шекспира в 7 классе
Форма сонета была известна еще с XIII века, но тщательную разработку и свое классическое звучание приобрела только в творчестве Петрарки и Данте. Состоящий всего из 14 строк, сонет обладает четким композиционным членением: первый катрен (4 строки) содержит экспозицию, т. е. вводит читателя в мир со ...

Отечественный опыт профильного обучения
Идея введения профильного обучения на старшей ступени школы имеет в российском образовании долгую историю. Еще в царской России существовали гимназии, лицеи. Но в них дифференциация производилась не по учебным предметам, а как правило по половой принадлежности или уровню материального обеспечения. ...

Развитие межличностных отношений
Межличностные взаимоотношения школьников формируются и развиваются в общении, в непосредственных контактах друг с другом во время учения, в общественной работе. На формирование отношений учащихся в классе оказывают влияние многие факторы: содержание выполняемой деятельности, условия, в которых она ...

Категории

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.agepedagog.ru