Исторические аспекты становления социальной информатики

Статьи по педагогике » Обучение основам социальной информатики учащихся 8-9 классов » Исторические аспекты становления социальной информатики

Страница 1

В 80-х годах XX века возникло новое научное направление – «Социальная информатика». Это направление выросло на стыке нескольких научных дисциплин: информатики, социологии, психологии и философии. В то же время социальная информатика является предметной областью информатики как фундаментальной науки.

Социальная информатика рассматривает следующие аспекты:

закономерности и проблемы становления информационного общества;

информационные ресурсы как фактор социально-экономического и культурного развития общества;

развитие личности в информационном обществе;

информационная культура;

информационная безопасность.

В последней трети ХХ века все увереннее зазвучали голоса специалистов, в первую очередь социологов, философов, информатиков, утверждавших, что развитие и внедрение средств информатизации и информационных технологий во все сферы жизни общества в целом ведет к качественному переходу общества в новое состояние.

Само название «информационное общество» впервые возникло в Японии. Специалисты, предложившие этот термин, разъяснили, что он определяет общество, в котором в изобилии циркулирует высокая по качеству информация, а также есть все необходимые средства для ее хранения, распределения и использования. Информация легко и быстро распространяется по требованиям заинтересованных людей и организаций и выдается им в привычной для них форме. Стоимость пользования информационными услугами настолько невысока, что они доступны каждому.

Академик В.А. Извозчиков предложил следующее определение информационного общества: «Будем понимать под термином «информационное» («компьютеризированное») общество то, во все сферы жизни и деятельности членов которого включены компьютер, телематика, другие средства информатики в качестве орудий интеллектуального труда, открывающих широкий доступ к сокровищам библиотек, позволяющих с огромной скоростью производить вычисления и перерабатывать любую информацию, моделировать реальные и прогнозируемые события, процессы, явления, управлять производством, автоматизировать обучение.»

Под «телематикой» ученым понимается обработка информации на расстоянии.

Существуют и иные подходы к определению понятия «информационное общество». Тем не менее, основные его признаки выделяются достаточно устойчиво. В информационном обществе:

любой его член, группа членов, любая организация или учреждение в любое время могут получить доступ к информационным ресурсам, необходимым для профессиональной деятельности или в личных целях;

доступны современные информационные технологии и средства связи;

создана развитая информационная инфраструктура, позволяющая постоянно пополнять и обновлять информационные ресурсы в количествах, необходимых для решения задач социального, экономического и научно-технического развития.

Проследим более детально существующие тенденции в развитии информационного общества. Однако вначале отметим, что в настоящее время ни одно государство не находится в этой стадии.

До сих пор не существует общепринятого критерия оценки полномасштабного информационного общества, однако известны попытки его сформулировать. Интересный критерий предложил академик А.П.Ершов: по утверждению, которого о фазах продвижения к информационному обществу следует судить по совокупным пропускным способностям каналов связи. За этим стоит простая и глубокая мысль: развитие каналов связи отражает и уровень компьютеризации, и объем накопленной информации, и объективную потребность общества во всех видах информационного обмена, и другие проявления информатизации. Согласно этому критерию, ранняя фаза информатизации общества наступает при достижении действующей в нем совокупной пропускной способности каналов связи, обеспечивающей развертывание достаточно надежной междугородной телефонной сети. Завершающая фаза – при возможности реализации надежного и оперативного информационного контакта между членами общества по принципу «каждый с каждым». На завершающей фазе пропускная способность каналов связи, по оценке А.П. Ершова, 10 млн. Мбит/сек на человека – в миллион раз больше, чем в первой фазе.

В последние полвека в развитых странах мира пропускная способность коммуникационных сетей передачи информации возрастала в среднем примерно в 10 раз за десятилетие. При таких темпах время вхождения в развитое информационное общество составляет около 7 десятилетий, откуда и получаются приведенные выше оценки о времени завершения перехода к информационному обществу.

Отметим, что часто понятие «информационное общество» отождествляется с понятием «постиндустриальное общество», понимаемым как общество, в котором информация и знания являются доминирующим продуктом, а их производство – как один из ведущих видов индустрии.

Следует, однако, предостеречь от переноса понятия «информационное общество» в плоскость отношений, связанных с формами собственности и общественно-политическим устройством. Понятие «информационная революция» не имеет ничего общего с понятием «социальная революция». Информационное общество не будет обществом всеобщего благоденствия, как это иногда пытаются изображать. Информационное общество не есть очередная утопия – напротив, его проявлениями являются жесткая конкуренция и борьба за существование. Жизнь уже показала, что в процессе продвижения к информационному обществу усиливается разрыв между значительной частью мира и ведущими в плане информатизации странами. Даже в масштабах одной из таких стран, как США или Япония, наиболее далеко продвинувшихся на пути к информационному обществу, социальное расслоение не позволяет значительной части населения пользоваться благами информатизации.

Страницы: 1 2 3


Информация о ообразовании:

Содержание учебного материала по теме «Основы социальной информатики» для курса информатики основной школы
В данном параграфе описано содержание учебного материала по теме «Основы социальной информатики» предназначенное для 8-9 классов средних общеобразовательных школ. План изучения данной темы составлен в соответствии с федеральным Базисным учебным планом. Который предполагает изучение дисциплины «Инфо ...

Система образования Республики Беларусь
образование управление школа совет Структура национальной система образования базируется на Конституции Республики Беларусь, которая гарантирует равенство всех граждан в получении образования, единство образовательных систем и преемственность всех форм обучения. Также образование в Республике регул ...

Игра-драматизация как форма коррекционной работы с детьми с нарушением слуха
Материал предыдущего параграфа позволяет с достаточным основанием рассматривать игру не только как обязательную принадлежность детства, но и как значимый элемент социально-педагогической системы, целенаправленно используемый обществом для подготовки детей к «взрослой» жизни. Отношение к игре как ср ...

Категории

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.agepedagog.ru