В практической работе с хором ансамблирование тесно связано с хоровым строем. Процесс выстраивания точной интонации является для исполнителей кропотливой слуховой работой, требующей непрекращающегося внимания к воспроизведению каждого звука, каждой ноты. «Каждый из певцов, - говорил Н.М.Данилин, - должен отвечать за строй, за звук, тогда составится хор. Во время пения нужно анализировать и знать, какие ноты петь выше. Вступить после паузы с верной интонацией в верную ноту в нужном ритме с верными словами – первое условие хорового певца» .
Говоря о проблеме хорового интонирования в целом, нельзя не раскрыть такую ее сторону, как интонирование слова. Здесь на первом месте выступает правильность вокального звукообразования. Певцы хора должны владеть навыками единообразной артикуляции. Единая вокальная позиция в произношении слов выступает основополагающим моментом, при котором решаются дикционно – орфоэпические задачи. Известно, что при разнородной позиционности гласных происходит смещение частотного спектра : гласные и согласные звуки в словах начинают звучать в различных частотных режимах, отдельные тоны « проваливаются». Все это нарушает ровность звуковедения, вносит иногда бессмысленность в пропеваемый текст. Когда же ко всему прочему добавляются и проблемы ритмического ансамбля, а ритмический ансамбль, как известно, - «каркас» дикции в хоре, отсутствие единых принципов вокального произношения ведет к заглушению слова, к неясной хоровой дикции. На качество вокального произношения влияют тесситурные условия и динамика – в высокой тесситуре и при громкой динамике слова произносится с большим трудом, чем в средней. Необходимо приучать артикуляционный аппарат к отчетливому произношению слов. Согласные звуки произносятся коротко, но так, чтобы каждый согласный был слышен в зале. Гласные звуки должны иметь максимальную протяженность, а согласные – произносятся в самый последний момент. Согласные, оканчивающие слог в середине слова, при произношении переносятся к следующему слогу, а оканчивающие слово при тесном стыки слов – к следующему слову. Нужно заботиться о том, чтобы гласные произносились фонетически определенно, орфоэпически грамотно, не были редуцированными, «смешанными», особенно в музыке распевного характера, где протяженность гласных имеет вокально – интонационную значимость. В пении не следует изменять форму артикуляции гласного звука, она должна быть одинаковой с начала до конца, если это не вызвано определенной художественной задачей. Проблема вокального произношения слов в детском хоре – пожалуй, самая серьезная из всех проблем, стоящих перед дирижером. Нередко можно заметить, что хорошо обученный хоровой коллектив, успешно исполняющий лирические и спокойные произведения и вокально справляющийся с протяженными фразами, значительно хуже звучит при исполнении быстрых сочинений, в которых много разнообразного текста. Среди недостатков в пении можно отметить звучание гласной в разных позиционных «уровнях» гортани и артикуляционного аппарата, посыл звука в различные резонаторные точки и т.д.
Артикуляция гласных всегда соотносится со звуковедением, штрихами – legato,non legato, staccato, portamento, так как известно, что каждая форма звуковедения привносит в артикуляцию собственные индивидуальные черты. При legato все гласные плотно «сцеплены» между собой, их артикуляция максимально сближена. Согласные произносятся быстро, не нарушая единого звукового потока. В non legato разделение звуков осуществляется кратковременной задержкой дыхания перед новым звуком. В момент задержки дыхания голос быстро и четко перестраивается на новый звук, который имеет готовую форму, не требующую корректирования в процессе пения. В staccato поток звуков составляет единую линию. Атака звука происходит толчком диафрагмы при мягкой, гибкой, очень активной реакции гортани. Гласные формируются высококонцентрированно. Голос на staccato должен звучать упруго, легко, светло, но не громко.
Информация о ообразовании:
Специфика внешкольной социально-педагогической работы по месту жительства
Ребенок, как и взрослый, входит в общество не через один, а одновременно через несколько институтов – семья, класс, клуб, кружок, спортивные секции в школе и во внешкольных учреждениях, которые имеют свои особенности в процессе социализации личности. Специфика внешкольной сферы воспитания, непосред ...
Задачи, содержание и методика
констатирующего этапа исследования
Цель: выявить особенности готовности детей 7-го года к школе на основе экономических знаний. Задачи: Выявить у детей 7-го года особенности интереса к школе и экономике; Выявить у детей 7-го года особенности представлений о школе и экономике; Выявить у детей 7-го года особенности отражать экономичес ...
Сущность и понятие интеграции основного и дополнительного
образования. Нормативно-правовая основа
Интеграция основного и дополнительного образования имеет ярко выраженную социологическую направленность влияния на личность и доказывает, что без внутренней мотивации, стимулирования саморазвития, субъектных отношений невозможно осуществить реформирование, модернизацию образовательной системы. Инте ...