В хоровом пении понятие «ансамбль» - единство, уравновешенность в тексте, мелодии, ритме, динамике; поэтому для хорового исполнения необходимы единообразие и согласованность в характере звукообразования, произношения, дыхания. Необходимо научить поющих прислушиваться к звучащим рядом голосам.
Как уже говорилось выше, проблемы ансамбля обнаруживают объективные и субъективные причины и совершенство хора оценивается именно по сложению этих причин. Это навыки и умения приобретенные детьми в процессе репетиционной вокально-хоровой работы.
Показателями позволяющими судить о качестве и усвоенности навыка ансамблирования в вокально-хоровом коллективе являются совместное исполнение в единстве и согласованности устремлений и художественно технических приемов всех участников, соблюдение певцами всех видов ансамбля.
Выделим несколько конкретных показателей для выявления уровня качества выбранного навыка.
· Дикция как единый принцип вокального произношения
· Единая манера точной артикуляции гласных и согласных
· Способность к интонационному ансамблированию. Унисон
· Уравновешенность звучания по силе и громкости
· Ритмическая точность, одновременное вступление
На основе выявленных показателей требуемых к усвоению в младшем школьном возрасте приступим к выявлению уровней определяющих их качество. Для этого разработаем систему диагностических задач.
Для проверки качества первого показателя предложим детям выполнить следующее упражнение: всем вместе громко, четко, разделяя каждый звук произнести несколько раз такие звуки – И А О У Ы. После чего несколько раз проговорить скороговорку «Мама мыла Милу мылом».
Что бы проверить единство артикуляции предлагается выполнить вокальное упражнение на одном звуке, используя буквы с разным сечением. Например: «МА МЭ МИ МО МУ». При идеальном раскладе все фонемы должны быть исполнены, приближено к звуку «О».
Проверим третий показатель – пение в унисон. Для этого нужно разделить коллектив на группы по два, три человека и попросить исполнить куплет песни каждую группу по отдельности. Так наиболее удачно удастся проверить наличие и качество интонационного ансамбля.
Уравновешенность звучания по силе и громкости проверим при исполнении песни, где происходит частое изменение динамики. Так же можно разделить коллектив на две группы.
Усвоение детьми навыка ритмически точно интонировать и одновременно вступать можно проверить использовав, для исполнения песню с паузами, т.к. в этом возрасте наиболее сложной задачей является вступление после паузы. Так же будет правильно дать детям простучать ритм песни, так же разделившись на группы.
И так, использовав данную систему диагностирования навыка ансамблирования мы можем определить критерии оценки показателей качества. Сделаем это с помощью таблицы.
Высокий уровень
Показатели качества |
Критерии оценки |
Дикция как единый принцип вокального произношения |
Умеют |
Единая манера точной артикуляции гласных и согласных |
умеют |
Способность к интонационному ансамблированию. Унисон |
Умеют |
Уравновешенность звучания по силе и громкости |
Умеют |
Ритмическая точность, одновременное вступление |
Умеют |
Информация о ообразовании:
Структура и способы
построения обучения в первом классе по программе Л.В. Занкова
В экспериментальной системе Л.В. Занкова принята иная, чем в традиционном обучении, постановка задач. На первом месте - развитие учащихся как основа успешного усвоения знаний и навыков. Ведущие организационные формы те же, что и в традиционной системе, но более гибкие, динамичные. Это иной тип обуч ...
О процедуре анализа урока и о типичных недостатках
Анализ урока рекомендуется проводить в тот же день или на следующий, чтобы не затруднить анализ проведенного занятия и сделать его более объективным. Для обсуждения урока нужно выбрать удобное для преподавателя время и место: свободный класс или кабинет. Непосредственному анализу урока должен предш ...
Пластическое интонирование
Интонационное постижение музыки сопоставимо с действенным анализом в системе К.С. Станиславского, направленным на раскрытие творческой природы актёра. Первая ступень восприятия музыкального образа ребёнком связана, прежде всего, с анализом своего переживания. Дети не путем вербализации, а через акт ...