Клинико – психолого - педагогическая характеристика детей с нарушением слуха

Статьи по педагогике » Особенности становления самооценки у детей старшего дошкольного возраста с нарушением слуха » Клинико – психолого - педагогическая характеристика детей с нарушением слуха

Страница 4

Образная память у глухих детей, так же как у слышащих, характеризуется осмысленностью. По характеру произвольного запоминания глухими детьми наглядного материала можно заключить, что в их памяти образа предметов в меньшей степени, чем у слышащих, организованы в систему. Глухие дети реже пользуются приемами опосредственного запоминания, что отрицательно сказывается на сохранении образов в памяти. Все это накладывает отпечаток и на прочность запоминания, то есть длительность хранения материала в памяти. В развитии словесной памяти также наблюдаются большие сложности, поскольку даже в условиях, специального обучения отставание в развитии словесной речи приводит к отставанию в развитии словесной памяти.

Что же касается особенностей развития мышления, то глухие дети приобретают умение решать наглядно-действенные задачи в более старшем, чем слышащие, возрасте и более элементарными способами действия. В связи с более поздними строками формирования наглядно-образного мышления, с замедленным развитием словесной речи у глухих детей переход на стадию словесного-логического мышления, происходит в течение более длительного времени, чем у нормальнослышащих. В развитии понятийного мышления у глухих детей наблюдается значительно больше отставание и своеобразие, чем в развитии наглядно-образного.

Исследования Е.Г. Речицкой и Е.А. Сашиной свидетельствуют об отставании в развитии комбинаторных механизмов воображения, которое проявляется в большей стереотипности, шаблонности создаваемых глухими образов, меньшей оригинальности, их привязанности к заданным моделям, образцам действий, трансформаций имеющихся представлений.

Многие дети с нарушением слуха отстают от нормально слышащих детей по развитию двигательной сферы. Некоторая неустойчивость, трудности сохранения статичного и динамичного равновесия, недостаточно точная координация и неуверенность движений, относительно низкий уровень развития пространственной ориентировки сохраняются у многих на протяжении всего дошкольного возраста. У большинства детей имеется отставание в развитии мелких движений пальцев рук, артикуляционного аппарата, что накладывает еще большие трудности на овладения речью.

Большое влияние на успешное овладение устной речью, ее восприятие и произношение имеет вибрационная чувствительность. Так, например вибрационные ощущения помогают глухому осуществлять контроль за собственным произношением.

У детей с нарушениями слуха наблюдаются те тенденции в развитии осязания, что и у детей с нормальным слухом, но отмечается значительное отставание в его развитии, особенно в развитии сложных видов осязания.

Такие различия в развитии глухих и слышащих детей наблюдаются до определенного этапа, когда вследствие систематического сурдопедагогического воздействия различия престают нарастать и даже уменьшаются. Чем благоприятнее условия, тем раньше возникает поворот в сторону пути слышащего ребенка, тем быстрее и значительнее сближается развитие ребенка с нарушенным слухом с развитием нормально слышащего ребенка.

Таким образом, основной смысл сурдопедагогических мероприятий состоит в создании новых условий для психического развития, прежде всего в расширении и качественном изменении доходящих до ребенка внешних воздействий, заменяющих акустических и равных им по значению.

Страницы: 1 2 3 4 


Информация о ообразовании:

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.agepedagog.ru