Клинико – психолого - педагогическая характеристика детей с нарушением слуха

Статьи по педагогике » Особенности становления самооценки у детей старшего дошкольного возраста с нарушением слуха » Клинико – психолого - педагогическая характеристика детей с нарушением слуха

Страница 3

Нарушения слуха в раннем и дошкольном возрасте оказывает особенно сильное влияние на последующее развитие ребенка. В сложной структуре развития ребенка со сниженным слухом наряду с первичным недостатком слухового анализатора отмечается своеобразие в формировании его речи и других психических процессов. Различные стороны психического развития детей с нарушениями слуха в раннем дошкольном возрасте являлись предметом научных исследований Г.М. Боскис, Г.Л. Выгодский, Л.П. Катаевой, Э.И. Леонгард, Л.П. Носковой, Т.И. Обуховой, Т.В. Розановой, Б.Д. Корсунской, Ж.И. Шиф и др.

Психическое развитие детей с нарушенным слухом проходит в особых условиях восприятия внешнего мира и взаимодействия с ним. Это особый вид дизонтогенеза – дифицитарное развитие. Первичный дефект, нарушение слуха, ведет к недоразвитию речи – функции, связанной со слухом наиболее тесно, а также к замедлению развития ряда других функций, связанных с нарушенным слуховым восприятием опосредованно. Эти нарушения развития частных психических функций тормозят психическое развитие в целом.

Тем самым, психическое развитие детей с нарушенным слухом подчитывается закономерностям, которые обнаруживаются в развитии нормально слышащих детей. Вместе с тем у них проявляются закономерности, общие для всех типов аномального развития. Так, при всех типах нарушений наблюдается снижение способности к приему, переработке, хранению и использованию информации. Заметим, что у детей с нарушенным слухом снижение некоторых показателей характерно только для определенного периода онтогенеза. Например, замедленная скорость переработки информации при зрительном восприятии, менее точное и длительное хранение наглядно материала до 10-11 лет. На последующих этапах онтогенеза дети с нарушенным слухом не отстают по этим параметрам от нормально слышащих сверстников.

Следующей закономерностью, является трудность словесного опосредствования. У детей с нарушенным слухом эта закономерность может иметь переходящий характер. При адекватных условиях обучения соотношение непосредственного и запоминания изменяется в пользу последнего. Дети учатся пользоваться адекватными приемами запоминания в отношении наглядного и словесного материалов. У детей с нарушениями слуха наблюдается замедленное по сравнению со слышащими сверстниками узнавание предметов. В более сложных случаях – узнавание перевернутых изображений – отставание детей с нарушенным слухом еще более заметно и продолжается дальше (до 11-12 лет). Таким образом, более сложные процессы, требующие не только наличие зрительного образа, но и синтезирования целого, формируются медленнее. При зрительном восприятии им труднее совершить единый аналитико-синтетический процесс, а неполнота анализа и синтеза может привести к неверному объединению элементов.

Кроме того, для всех типов аномального развития характерное замедление процесса формирования понятий. У детей с нарушениями слуха эта закономерность имеет свои временные и структурные особенности проявления.

Глухие дети быстрее и больше утомляются, чем нормально слышащие, следствием этого является увеличение неустойчивости внимания. У глухих детей отмечаются трудности переключения внимания, больше времени им требуется на «врабатывание». Это приводит к снижению скорости выполняемой деятельности, увеличению количества ошибок.

Страницы: 1 2 3 4


Информация о ообразовании:

Апробировать строительно-конструктивных игру направленную на формирование положительного отношения к труду у детей старшего дошкольного возраста
На втором этапе работы был организован формирующий эксперимент, который проводился в течении 1 месяца. Формирующий эксперимент заключался в организации и проведении развернутой строительно-конструктивной игры в экспериментальной группе, в контрольной группе работа проводилась обычным порядком. Для ...

Стадии развития коллектива
В научной литературе по психологии и педагогике коллектива можно встретить не мало различных вариантов описания стадий и уровней, ступеней и этапов, которые группа проходит в своем движении к коллективу. Детская группа в своем развитии на пути к коллективу проходит пять основных этапов: 1)Номинальн ...

Анализ результатов экспериментального исследования
Обследование показателей физического состояния учащихся проводилось дважды – в начале учебного года и в конце – после проведения формирующей части эксперимента. Методика обследования Параметр 1. Измерение роста (см). Параметр 2. Измерение веса (кг). Параметр 3. Осанка (указывается тип нарушения или ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.agepedagog.ru