Методы педагогического исследования

Страница 1

Важную роль в проведении педагогического исследования играет правильный выбор методов. Метод научно-педагогического исследования, по мнению С.С. Пальчевского, – это способ проникновения в сущность сложных психолого-педагогических процессов формирования личности с целью установления определенных объективных закономерностей воспитания и обучения с целью практического их использования .

Метод педагогического исследования – это совокупность способов и приёмов познания объективных закономерностей процессов обучения, воспитания и развития. Единой классификации методов нет, но есть различные подходы к ней. Обычно выделяют следующие группы методов:

1. Содержательные – они предполагают непосредственное обращение к фактам, данным наблюдений и опытов. К ним относят: педагогическое наблюдение, собеседование и анкетирование, анализ письменных и графических работ учащихся, опытная педагогическая работа, педагогический эксперимент, изучение школьной документации и др.

2. Формализованные – они характеризуются большей степенью абстрагирования и такими приёмами познания, которые основаны на отвлечении от содержания и на обобщение формы различных педагогических явлений и процессов. К ним относят количественное моделирование педагогических явлений и процессов. В настоящее время всё более часто применяется компьютерное моделирование педагогических явлений и процессов.

3. Теоретические – они включают в себя: теоретическое рассмотрение задач и предмета исследования, определение логики исследования, рассмотрение необходимых методов изучения и предполагаемых результатов, теоретический анализ и синтез результатов исследования.

Выделяют также группы методов по другим критериям:

По цели исследования – это методы теоретического поиска, методы выявления путей совершенствования практики.

По источникам информации – к ним относят:

· методы изучения теоретических источников;

· методы анализа реальных педагогических процессов, которые в свою очередь подразделяются на методы изучения в естественных условиях, и методы изучения в специально организованных условиях в соответствии с целью и гипотезой исследования.

К методам изучения в естественных условиях относят:

· наблюдение – прямое, непосредственное, косвенное, опосредованное, кратковременное, длительное, систематическое, выборочное, включённое, комплексное;

· беседу – метод сбора фактов о педагогических явлениях в процессе личного общения по специально составленной программе, но по её ходу можно менять вопросы в соответствии с полученными ответами;

· опрос – получение информации путём постановки стандартизированной системы вопросов, проводится в двух основных видах: анкетирование и интервьюирование;

· анкетирование – опрос по опросному листу для получения ответов на заранее составленную систему вопросов, бывает открытым (свободные ответы отвечающего), закрытым (выбор ответа из ряда предлагаемых) и смешанным;

· интервьюирование – способ получение информации путем устного опроса; бывает свободным (не регламентированное темой и формой) и стандартизированным (по заранее данным вопросам), позволяет накапливать отдельные факты и поэтому играет вспомогательную роль – ориентировочную или уточняющую,

· тестирование – стандартизированный метод исследования, предназначенный для точных количественных и определённых качественных характеристик, оценки индивидуальных психолого-педагогических особенностей и поведения человека путем сравнения этих оценок с некоторыми, заранее заданными стандартами – нормами теста;

· анализ документации и продуктов деятельности – личных дел, медицинских карт, характеристик, классных журналов, поурочных планов, дневников, читательских формуляров, учебных планов, приказов, инструкций, отчётов и балансов, статей в школьной стенной печати;

Страницы: 1 2 3 4


Информация о ообразовании:

Элементы скаутского метода
Скаутский Метод следует воспринимать как группу взаимозависимых элементов, составляющих единое целое. У каждого элемента есть своя воспитательная функция (то есть каждый элемент предназначен способствовать определенным образом воспитательному процессу), и каждый элемент дополняет воздействие других ...

Описание психодиагностического эксперимента
Первый этап исследование стиля межличностных отношений проводилось в 2007 году студенткой кафедры «Психология» ИАТЭ. Данную группу обследовали три раза: Номер обследования Дата обследования 1. 2. 3. Сентябрь 2007 Май 2008 Октябрь 2008 Второй этап исследования проводился 21октября 2008 года. В обсле ...

Цели организации элективных курсов по математике
Элективные курсы – обязательные для посещения курсы по выбору для учащихся, которые реализуются за счет школьного компонента . Прилагательное «элективный» (Electus – латинский) в переводе с латинского языка означает избранный, отобранный. Отсюда следует, что любой курс, названный в учебном плане «э ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.agepedagog.ru