· метод экспертной оценки – используется в случаях, когда достоверность информации, необходимой для принятия решений, сравнительно невелика, поэтому предпочтительно участие в такой оценке не одного, а группы экспертов.
К методам изучения в специально организованных условиях относят: педагогический эксперимент в естественных и лабораторных условиях, опытная проверка в условиях массовой школы.
По логике исследования выделяют методы: изучения состояния проблемы, экспериментальный поиск новых решений проблемы, обработки результатов эксперимента и др.
По способам обработки и анализа данных исследования выделяют методы: качественного анализа, количественной обработки результатов (статистические и нестатистические).
Кроме того, по форме причинности различают детерминистские и вероятностные методы.
К теоретическим методам относятся:
· Анализ – это разложение исследуемого целого на составляющие элементы, выделение отдельных признаков и качеств явления. Например, действия учителя на уроке можно расчленить на отдельные компоненты (приемы общения, побуждения, объяснения) и проанализировать их порознь. Анализ осуществляется на разных уровнях: социально-педагогическом, организационно-дидактическом, личностном, деятельностном и др. (в философском, психологическом, педагогическом, дидактическом, методическом аспектах). Виды анализа: классификационный, структурный (выявляются отношения и взаимосвязи), функциональный (определяются функциональные зависимости), причинный (раскрывается причинная обусловленность явлений).
· Синтез – это воссоединение элементов в целостную структуру. Так, наблюдая урок, исследователь выясняет, какие изменения в действиях учащихся происходят при изменении действий учителя. Анализ и синтез тесно взаимосвязаны, поэтому у исследователя должны быть в равной степени развиты навыки владения ими.
· Сравнение состоит в определении сходства или различия между явлениями. При сравнении исследователь должен прежде всего определить его основу – критерий.
· Ранжирование – это способ, с помощью которого исключают все второстепенное, существенно не влияющее на исследуемое явление. Ранжирование дает возможность выявить главное и отделить второстепенные факты.
· Обобщение. Исследуя явление, необходимо не только выделять главные его особенности, но и обобщать их. Чем большее количество существенных признаков явлений подверглось сравнению, тем доказательнее обобщение.
· Абстрагирование. Эта операция позволяет выделить из явления определенную сторону в «чистом виде», т.е. в таком, в каком она в действительности не встречается. Например, при изучении мотивации учения школьников исследователя интересуют их мотивы, потребности, интересы, но другие качества (параметры тела, цвет волос и глаз) не берутся во внимание.
· Конкретизация – это нахождение частного, отвечающего общему критерию, подведение под понятие. Конкретизация позволяет лучше понять общее.
· Систематизация. Эта операция необходима, чтобы систематизировать и классифицировать явления, т.е. распределять их в смысловые группы по определенным (задаваемым исследователем) основаниям.
· Формализация. Истинная наука возможна лишь на основании абстрактного мышления, последовательных рассуждений человека, протекающих в логической и языковой формах в виде понятий, суждений, выводов.
· Метод единства исторического и логического. В педагогике очень часто происходят «переоткрытия» (идеи развивающего и проблемного обучения, индивидуального подхода и пр.). Новые идеи трактуются так, будто они возникают независимо от прошлого опыта, поэтому одной из наиболее серьезных и трудных методологических задач повышения теоретического уровня работ по педагогике является установление в них оптимального соотношения исторического и логического начал. Необходимо обратить внимание на первичность первого и вторичность второго. Историческое – это объективно существующая действительность. Логическое производно от исторического, является мыслительной формой его отражения. Таким образом, под историческим понимают движение (развитие) предмета, под логическим – отражение движения этого предмета в мышлении человека.
Информация о ообразовании:
Правовая охрана интеллектуальной собственности. Виды программного
обеспечения
Одним из важных аспектов является охрана интеллектуальной собственности. Правовая охрана программ для компьютера и баз данных впервые в полном объеме введена в Российской Федерации Законом РФ “О правовой охране программ для электронных вычислительных машин и баз данных”, который вступил в силу в 19 ...
Закономерности и принципы воспитательного процесса
Закономерности – необходимые, существенные, устойчивые, повторяющиеся связи м/у явлениями и процессами. Принципы – это основные положения, сформировавшиеся в виде требований к организации педагогического процесса. Метопринципы. Принцип центрации воспитания на развития личности – направленность на р ...
Психолого-педагогические проблемы профильного обучения
План-график введения профильного обучения на старшей ступени общего образования предусматривает широкий переход на профильное обучение в старших классах общеобразовательных учреждений Российской Федерации, который должен начаться с 2006-07 учебного года, а с 2005-06 учебного года – введение предпро ...