Методы педагогического исследования

Страница 3

· Моделирование. Методом моделирования называется такой общенаучный метод исследования, при котором изучается не сам объект познания, а его изображение в виде так называемой модели, но результат исследования переносится с модели на объект. Этот второй объект называют моделью первого. В науке различают модель-замещение, модель-представление, модель-интерпретацию, модель-исследование. Моделирование есть процесс построения модели. Моделирование успешно применяется для оптимизации структуры учебного материала, улучшения планирования учебного процесса, управления познавательной деятельностью и управления учебно-воспитательным процессом (диагностики, прогнозирования, проектирования).

Среди методов педагогических исследований большое распространение имеет социометрический опрос. Сам термин «социометрия» означает в дословном переводе «социальное измерение». Данный метод социометрии является, во-первых, удобным способом изучения и измерения скрытых межличностных отношений в коллективе, где учащиеся хорошо знают друг друга, во-вторых, дает возможность выявить структуру взаимоотношений в классе в зависимости от симпатий и антипатий, наличие группировок, определить авторитетность выборных органов, наличие лидеров, маргинальных (отвергаемых), изолированных учащихся. При этом необходимо отметить, что на основании полученной с помощью социометрии картины жизни ученического коллектива можно дать рекомендации о работе с данным коллективом, об укреплении сплоченности и организованности класса, о путях дальнейшего развития, изучения внутри коллективных взаимоотношений учащихся.

Метод независимости характеристик состоит в том, что он дает возможность, во-первых, получить более полную и обобщенную информацию об ученике или классе (группе) со стороны многих лиц (учителей, классных руководителей, завуча, директора, родителей, товарищей, друзей, руководителей общественных молодёжных организаций, представителей социальных институтов и др.). Во-вторых, охарактеризовать ученика в разных условиях его жизни и деятельности, на различных этапах развития (например, младший школьный возраст, подростковый, юношеский). Практика показывает, что собранная информация от разных лиц, дает достаточно объективную характеристику учащимся. Особенно рекомендуется применение метода независимых характеристик для изучения и анализа развития трудных учащихся.

Метод изучения и обобщения передового педагогического опыта – это практика обучения, воспитания и образования, т.е. организованный целенаправленный педагогический процесс и его результаты, находящие свое отражение в качестве личности учащегося. Массовый педагогический опыт – это типичный опыт работы учреждений народного образования, который характеризует достигнутый уровень практики обучения, воспитания и реализации в ней достижений педагогической науки.

Понятие «передовой педагогический опыт» употребляется в широком и узком смыслах. В широком смысле под передовым опытом понимают высокое мастерство педагога, т.е. такую практику, которая дает высокий устойчивый педагогический результат. Профессор М.Н. Скаткин считает, что «опыт учителя может и не содержать в себе чего-либо нового, оригинального, но, основанный на успешном применении установленных наукой принципов и методов, он явится хорошим образцом для тех учителей, которые ещё не овладели педагогическим мастерством».

В узком смысле под передовым педагогическим опытом понимают только такую практику, которая содержит в себе элементы творческого поиска, новизны, оригинальности, то, что иначе называется новаторством. К новаторам педагогического труда можно отнести Ш.А. Амонашвили, О.С. Газмана, Н.П. Гузика, Е.Н. Ильина, В.А. Караковского, В.Ф. Шаталова и др.

Страницы: 1 2 3 4


Информация о ообразовании:

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.agepedagog.ru