Формирование позитивного отношения у учеников к обучению в процессе применения современных инновационных уроков в условиях школьного образования

Статьи по педагогике » Формирование позитивного отношения у школьников к обучению » Формирование позитивного отношения у учеников к обучению в процессе применения современных инновационных уроков в условиях школьного образования

Страница 1

Вместе с тем, никакой материал не может быть усвоен хорошо, как отмечает Б.Г. Ананьев, если он не интересен, нет положительного настроя. Позитивное отношение к обучению мобилизует возможности, обеспечивает внимание, и лучшее понимание и запоминание. То, что делается с интересом, делается вдвойне успешно.

А.К. Маркова выделяет, что общая психолого-педагогическая стратегия формирования позитивного отношения к обучению у обучающихся: от поверхностного, ситуативного — к содержательному, глубинному познавательному интересу, а от него — к интеллектуальной потребности. Поэтому забота преподавателя об интересном проведении занятия, о борьбе со скукой на нем не абстрактно-гуманитарная выдумка, а необходимость, проявление психолого-педагогической зрелости, одно из исходных условий успешности обучения в целом.

В технологии формирования позитивного отношения к обучению учащихся на уроке, по мнению Г.А. Бордовского, В.А. Извозчикова, можно выделить ряд особенностей.

1. Необходимо постоянное и выраженное проявление интереса самого преподавателя к занятию, увлеченности им. Если от него веет скукой, то почему должно быть интересно учащимся?

2. Человеку интересно всегда то, что имеет для него значение. Поэтому нужно постоянное раскрытие учащимся значения изучаемого: в начале занятия, при переходе к изучению очередного основного вопроса плана темы, при изложении отдельных положений и советов. Не ограничиваться словами — «это важно», «это очень важно». Понимание важности слушателями достигается разъяснениями, что это дает будущему специалисту, для чего потребуется в предстоящей жизни и практической работе, как повлияет на успех и оградит от промахов, ошибок и неприятностей. Хорошо бы почаще иллюстрировать разъяснения примерами из практики (положительными и отрицательными), ссылаться на опыт, рассуждать от противного («Предположим, решая задачу, вы пренебрегли этим, забыли, не учли. Давайте посмотрим, к чему это приведет .»).

3. При отборе и раскрытии содержания темы учитывать, что вызывает интерес учащихся:

актуальность темы и ее содержания, ее новизна;

недопущение сведения содержания к элементарным основам, из которых не найти ответа на трудные вопросы учебной деятельности; включение в содержание таких вопросов, а не замалчивание или уход от них;

строгое подчинение отобранного материала теме и целям занятия, его четкое структурирование, логика изложения;

- глубина и интересность раскрытия содержания, обоснованность и доказательность, постоянная связь с практикой;

-смелость и самостоятельность суждений преподавателя, а не трусливая уклончивость при вопросах учащихся.

Следует активно пользоваться психологически обоснованными и проверенными педагогической практикой методическими приемами возбуждения:

- приемами наглядности, т.е. показа;

-приемами конкретизации — перехода от абстрактных, теоретических рассуждений к конкретным событиям, почерпнутым из жизни, практики;

- приемами персонификации — упоминания фамилий, конкретных регионов, организаций, обращение к личному опыту учащихся, персональные обращения к кому-нибудь в аудитории;

- приемами соучастия — приглашения обучающихся к совместному поиску ответов на вопросы («давайте подумаем .», «как вы считаете?»), предложение им мысленно превратиться в участника определенного события («представьте, что вы находитесь .», «поставьте себя на место автомеханика и подумайте »), яркое раскрытие чьих-то или собственных впечатлений и переживаний и т.п.;

-приемами создания проблемной ситуации;

-приемами включения учащихся в решение практических задач;

- приемами активизации самостоятельности и творчества.

Большинству людей всегда интереснее самому разобраться, придумать, решить, сделать, а не по указке других. Нужно поощрять учащихся к самостоятельным и творческим проявлениям и ценить, высказывание ими собственного мнения, предлагая одновременно обосновать его, тактично подправлять ошибки и неточности, давая возможность на опыте в учебных условиях оценить правильность своей точки зрения.

Учитывая выше изложенное, а также, опираясь на теоретические положения п. 1.1., следует подчеркнуть, что в учебных условиях наибольший эффект в формирования позитивного отношения к обучению достигается при проведении инновационных уроков.

Основным преимуществом инновационных уроков является возможность использования активных методов и приемов.

Таким образом, на основе выше изложенного можно сделать вывод о том, что регулярное и комплексное применение инновационных уроков в учебном процессе обеспечивает наибольшую эффектив¬ность деятельности преподавателя по формированию позитивного отношения учащихся и позволяет сделать процесс обучения творческим, относительно самостоятельным и направленным на всестороннюю подготовку.

Страницы: 1 2


Информация о ообразовании:

Пестушки, потешки, прибаутки как средство воспитания ребенка раннего возраста
«Согласно правилам народной педагогики, отмечает исследователь детского фольклора М.Н. Мельников, – чтобы воспитать физически здорового, жизнерадостного и любознательного человека, в ребенке необходимо поддерживать в часы его бодрствования радостные эмоции». Наступает время пестушек. В словаре В. И ...

Особенности проявления лексических ошибок в речи исследуемого контингента
Далее мы рассмотрим наиболее выраженные ошибки допущенные учащимися при выполнении различных типов заданий (будем рассматривать средние значения менее 0,5, так как, по нашему мнению это отражает наиболее выраженные затруднения при работе с материалом). Проанализируем наиболее часто встречающиеся ош ...

Основные медико-биологические проблемы перехода к профильному обучению
Концепция модернизации российского образования определила основные направления развития современной школы, важнейшим из которых является профильное обучение на старшей ступени общего образования. Однако такому процессу обучения, как правило, сопутствуют возрастающий объем информации, усложнение уче ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.agepedagog.ru