Многообразие гипотез происхождения языка

Статьи по педагогике » Устная речь » Многообразие гипотез происхождения языка

Страница 1

В легендах обозначились две точки зрения на происхождение языка.

Язык не от человека. Язык от человека.

Внечеловеческое происхождение языка первоначально объяснялось как «божественный дар». Уже в средневековье появилась другая формулировка: «Бог дал человеку дар речи, но не открыл людям названия предметов» (Григорий Нисский, IVв. н.э.). Позже Вильгельм фон Гумбольдт (1767-1835) рассматривал язык как деятельность человеческого духа. Взятые в совокупности концепции о возникновении языка как развитии духа настолько глубоки и серьёзны, что XXI век со своими новыми данными возвращается к ним, наполняя их современным содержанием.

Данная теория заключается в том, что «безъязычный человек», слыша звуки природы, старался подражать этим звукам своим речевым аппаратом. Отрицать звукоподражательные слова в языке нельзя, но думать, что таким механическим и пассивным образом возник язык, было бы совершенно неправильно.

Язык возникает и развивается у человека совместно с мышлением, а при звукоподражании мышление сводится к фотографии. Наблюдение над языками показывает, что звукоподражательных слов (ку-ку, кукушка, куковать) больше в новых, развитых языках, чем в языках более примитивных народов. Это объясняется тем, что, для того чтобы подражать звукам, надо в совершенстве уметь управлять речевым аппаратом, чем первобытный человек с неразвитой гортанью не мог владеть.

Теория междометий (эпикурейцы, В. Гумбольдт, Я. Гримм, Ж-Ж Руссо).

Теория заключается в том, что первобытные люди инстинктивные животные вопли превратили в «естественные звуки» - междометия, сопровождающие эмоции, откуда потом произошли все иные слова. Причина возникновения языка сторонниками этой теории сводится к экспрессивной функции. Не отрицая наличия этой функции, следует сказать, что в языке есть очень многое, не связанное с экспрессией, и эти стороны языка являются самыми важными, ради чего мог возникнуть язык, а не только ради эмоций и желаний, чего не лишены и животные, однако языком они не обладают. Данная теория также предполагает наличие «человека без языка», который пришёл к языку через страсти и эмоции.

Теория «трудовых навыков» (Л. Нуаре(1829-1889), К. Бюхер(1847-1930)).

Возникла в 19в. и сводилась к тому, что язык возник из выкриков, сопровождавших коллективный труд. Но эти «трудовые выкрики» только средство ритмизации труда, они ничего не выражают, даже эмоций, а являются только внешним, техническим средством при работе. Ни одной функции, характеризующей язык, в этих «трудовых выкриках» обнаружить нельзя. Т.к. они и не коммуникативны, и не номинативны, и не экспрессивны.

Теория социального договора (Демокрит, П.Мопертюи (1698-1759), Э.Кондильяк (1715-1790), А.Смит (1723-1790)).

Адам Смит провозгласил её первой возможностью образования языка. У Ж.-Ж. Руссо было иное толкование в связи с его теорией двух периодов жизни человечества: первого – «природного», когда люди были частью природы и язык «происходил» от чувств; и второго – «цивилизованного», когда язык мог быть продуктом «социальной договоренности». В этих рассуждения зерно истины состоит в том, что в позднейшие эпохи развития языков возможно «договориться» о тех или иных словах, особенно в области терминологии. Но совершенно ясно и то, что для объяснения первобытного языка эта теория ничего не даёт, т.к. прежде всего для того, чтобы «договорится» о языке, надо уже иметь язык на котором «договариваются». Данная теория предполагает сознательность у человека до становления этой сознательности, развивающейся вместе с языком.

Проблема всех изложенных теорий состоит в том, что вопрос о возникновении языка берётся изолированно, вне связи с происхождением самого человека и образованием первичных человеческих коллективов, т.е. игнорируют язык, как общественное явление.

Страницы: 1 2 3


Информация о ообразовании:

Средства физической культуры, воздействующие на эстетическое воспитание школьников
Физическое воспитание обладает огромным потенциалом в эстетическом воспитании школьников. Оно влияет и на форму телосложения и на восприятие окружающей действительности, на эстетический вкус. Объектом данных форм эстетической деятельности является человек. смысл ее – преобразование человека по зако ...

Традиционное обучение
Обучение-целенап-й пед-й процесс организ-ии и стимулир-я активной уч-позн-й деят-ти уч-ся по овладению ЗУНами, развитию творч-х спос-ей, мировозрения и нравс-но-эстетич-х взглядов т буждений. Говоря о сущности знания, нужно иметь ввиду 2 его смысловых оттенка. В одном случае это рез-т научного позн ...

Сущность воспитания и его закономерности
Сущность воспитания. Воспитание – целенаправленная содержательная профессиональная деятельность педагога, содействующая максимальному развитию обучающихся, вхождению личности в контакт с современной культурой, становлению его как субъекта и стратега собственной жизни человека. В процессе воспитания ...

Категории

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.agepedagog.ru