В легендах обозначились две точки зрения на происхождение языка.
Язык не от человека. Язык от человека.
Внечеловеческое происхождение языка первоначально объяснялось как «божественный дар». Уже в средневековье появилась другая формулировка: «Бог дал человеку дар речи, но не открыл людям названия предметов» (Григорий Нисский, IVв. н.э.). Позже Вильгельм фон Гумбольдт (1767-1835) рассматривал язык как деятельность человеческого духа. Взятые в совокупности концепции о возникновении языка как развитии духа настолько глубоки и серьёзны, что XXI век со своими новыми данными возвращается к ним, наполняя их современным содержанием.
Данная теория заключается в том, что «безъязычный человек», слыша звуки природы, старался подражать этим звукам своим речевым аппаратом. Отрицать звукоподражательные слова в языке нельзя, но думать, что таким механическим и пассивным образом возник язык, было бы совершенно неправильно.
Язык возникает и развивается у человека совместно с мышлением, а при звукоподражании мышление сводится к фотографии. Наблюдение над языками показывает, что звукоподражательных слов (ку-ку, кукушка, куковать) больше в новых, развитых языках, чем в языках более примитивных народов. Это объясняется тем, что, для того чтобы подражать звукам, надо в совершенстве уметь управлять речевым аппаратом, чем первобытный человек с неразвитой гортанью не мог владеть.
Теория междометий (эпикурейцы, В. Гумбольдт, Я. Гримм, Ж-Ж Руссо).
Теория заключается в том, что первобытные люди инстинктивные животные вопли превратили в «естественные звуки» - междометия, сопровождающие эмоции, откуда потом произошли все иные слова. Причина возникновения языка сторонниками этой теории сводится к экспрессивной функции. Не отрицая наличия этой функции, следует сказать, что в языке есть очень многое, не связанное с экспрессией, и эти стороны языка являются самыми важными, ради чего мог возникнуть язык, а не только ради эмоций и желаний, чего не лишены и животные, однако языком они не обладают. Данная теория также предполагает наличие «человека без языка», который пришёл к языку через страсти и эмоции.
Теория «трудовых навыков» (Л. Нуаре(1829-1889), К. Бюхер(1847-1930)).
Возникла в 19в. и сводилась к тому, что язык возник из выкриков, сопровождавших коллективный труд. Но эти «трудовые выкрики» только средство ритмизации труда, они ничего не выражают, даже эмоций, а являются только внешним, техническим средством при работе. Ни одной функции, характеризующей язык, в этих «трудовых выкриках» обнаружить нельзя. Т.к. они и не коммуникативны, и не номинативны, и не экспрессивны.
Теория социального договора (Демокрит, П.Мопертюи (1698-1759), Э.Кондильяк (1715-1790), А.Смит (1723-1790)).
Адам Смит провозгласил её первой возможностью образования языка. У Ж.-Ж. Руссо было иное толкование в связи с его теорией двух периодов жизни человечества: первого – «природного», когда люди были частью природы и язык «происходил» от чувств; и второго – «цивилизованного», когда язык мог быть продуктом «социальной договоренности». В этих рассуждения зерно истины состоит в том, что в позднейшие эпохи развития языков возможно «договориться» о тех или иных словах, особенно в области терминологии. Но совершенно ясно и то, что для объяснения первобытного языка эта теория ничего не даёт, т.к. прежде всего для того, чтобы «договорится» о языке, надо уже иметь язык на котором «договариваются». Данная теория предполагает сознательность у человека до становления этой сознательности, развивающейся вместе с языком.
Проблема всех изложенных теорий состоит в том, что вопрос о возникновении языка берётся изолированно, вне связи с происхождением самого человека и образованием первичных человеческих коллективов, т.е. игнорируют язык, как общественное явление.
Информация о ообразовании:
Разделение содержания темы программы п/о на подтемы
Если на изучение темы отводится не более 36 часов, то, как правило, ее нецелесообразно делить на подтемы, она делится сразу на уроки. На изучение данной темы отводится 12 часов продолжительность производственного обучения составляет 6 часов , тема затрагивает различные виды работ по этому предлагае ...
Идея наглядности в дидактике Яна Амоса Коменского
К использованию наглядности в процессе обучения обращались еще тогда, когда не существовало письменности и самой школы. В школах древних стран она имела довольно широкое распространение. В средние века, в эпоху господства схоластики и догматизма, идея наглядности была предана забвению и ее прекрати ...
Показатели развития ребёнка
1. Физическое развитие – по росту, весу, анатомическому развитию мозга, по степени развития всех внутренних органов и систем. 2. Психическое развитие – по функциональному развитию нервной системы, по особенностям восприятия, осмысливания материала, памяти, по степени сформированности познавательных ...