Педагогическая проблема, несомненно, является некой реальностью, в которой проявляется каждый человек. Особенно важным представляется выявление трудностей человека. Трудно всегда то, что актуально для каждого (А. Деркач, Н.Кузьмина). Именно "трудность" может быть той единицей, через которую возможно "отследить" процесс самоактуализации человека.
Педагогическая поддержка - сложная, высокотехнологическая, специальная педагогическая (но психологоемкая) деятельность, в основе которой лежит определенная парадигма. Н.Крылова справедливо отмечает, что "педагогическая поддержка - это еще "целинное" поле современной отечественной педагогики. Об этом свидетельствует тривиальное непонимание учителями, преподавателями педагогических вузов, управленцами, чиновниками среднего звена тех глубинных смыслов, которые несет технология педагогической и психологической поддержки в решении задач реформирования образования, углубления его гуманистического содержания и индивидуализации методов".
Особенно перспективны, как считает С.А. Расчетина, те виды поддержки, которые позволяют подростку в тесном сотрудничестве с педагогом, социальным педагогом преодолевать жизненные проблемы и активно включаться в систему значимых отношений.
С.А. Расчетина в одном из своих исследований по социодидактике представила краткий исторический экскурс становления социально-педагогической поддержки. Как особый социальный институт поддержка исторически принимало разные формы.
На этапе средневековья это отношение осуществлялось в форме милосердия, добротолюбия и братолюбия. В нем была сильна духовная мотивация. Отношение было направлено на улучшение материального положения ребенка, играло заметную роль в формировании религиозной нравственности, содействовало включению в "учение книжное", способствовало такому направлению процесса социализации, которое может быть обозначено как служение Богу и милосердное отношение к "маленькому" человеку.
В XIII веке поддержка ребенка принимала форму призрения, ориентировала его на образование, направленное на формирование "государева человека", "отечества верного сына", влияла на такое направление социализации и социального развития, которое может быть обозначено как служение государству.
В XIX веке отношение поддержки принимало формы филантропии и благотворительности, в которых милосердная и разумная мотивации объединялись в общественную обязанность и как результат - появление учебно-воспитательных учреждений, направленных на формирование человека-гражданина.
Таким образом, делает вывод исследователь, история развития отношения поддержки ребенка можно представить:
1. от форм социальной поддержки, в качестве каковых последовательно выступали милостыня, призрение, филантропия, к формам социально-педагогической поддержки, в качестве каковых выступало оказание помощи посредством включения ребенка в целенаправленные процессы воспитания и образования;
2. от форм индивидуализированной безличной поддержки - милостыни к формам индивидуализированной личностно обозначенной адресной помощи;
3. от форм поддержки, мотивированной потребностями "благотворящего сердца", к формам поддержки, мотивированной "благотворящим разумом";
4. от форм авторитарного вмешательства в жизнь ребенка к формам демократического посредничества между ребенком и обществом;
5. от форм патернализма, отеческого отношения к формам помогающего отношения, усиления личности для самостоятельного решения проблемы .
В итоге, С.А. Расчетина социально-педагогическую поддержку определяет как социальный институт и индивидуализированный вид взаимодействия "ребенок - взрослый помогающий", принимающий в зависимости от типа институционализации формы авторитарно - демократического отношения, берущий на себя функцию вмешательства - посредничества между ребенком и родителями, школой, обществом и тем самым способствующий процессам его социализации и социального развития .
Если рассматривать педагогическую поддержку как процесс, обеспечивающий развитие индивидуальности человека, его субъектное, то, естественно, возникает вопрос о требованиях к педагогу или другому лицу, "поддерживателю", который ее осуществляет. Прежде всего, речь должна идти о его личностной и профессиональной позиции, позволяющей ему работать в гуманистической парадигме. Под позицией, исследователь В.П. Бедерханова, понимает "устойчивую систему отношений человека к определенным сторонам действительности, проявляющуюся в соответствующем поведении и поступках".
Информация о ообразовании:
Обследование и логопедическая коррекционная работа с детьми подготовительного
возраста с общим недоразвитием речи III уровня
Логопедическая коррекционная работа с детьми с ОНР любого уровня речевого развития планируется после комплексного обследования, т.е. после постановки речевого диагноза. На протяжении всего обследования логопед выявляет объем речевых навыков ребенка, сопоставляет его с возрастными нормативами, с уро ...
Описание среды программирования Scratch
Интерфейс программы спроектирован и сделан в расчете на детей, поэтому он максимально хорошо понимается интуитивно. Рассмотрим, как устроена среда. После запуска программы экран имеет вид (см. рис. 1). Рис. 1. Интерфейс программы Главная область (см. рис. 2), это, конечно же, сцена (располагается в ...
Особенности развития внимания младших школьников с нарушением интеллекта
Необходимым условием любой человеческой деятельности, требующей организованности, точности и напряжения, является высокая активность и сосредоточенность внимания. Именно поэтому внимание считают одним из важных показателей общей оценки уровня развития личности. С того времени, как умственно отсталы ...