Организация досуга детей младшего школьного возраста в детских оздоровительных лагерях

Статьи по педагогике » Организация досуга детей младшего школьного возраста в детских оздоровительных лагерях

Система социальной поддержки и реабилитации детей и подростков, находящихся в трудной жизненной ситуации, была создана в Российской Федерации в 1990-е годы. Кардинальные изменения, происходящие в экономике, стали причиной снижения уровня и качества жизни прежде всего семей с детьми. Бегство детей из семьи, увеличение числа детей-отказников в родильных домах, лишений родительских прав, рост социального сиротства, ухудшение здоровья детей - этот далеко не полный перечень явлений, свидетельствовавших о детском неблагополучии, требовал принятия государственных мер по обеспечению защиты детей.

Стратегия государственной деятельности была нацелена на защиту прав детей, ликвидацию детской беспризорности и безнадзорности, достигших в то время значительных масштабов. В этот период были приняты основополагающие федеральные законы в области прав детей - «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (1998 г.), «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (1999 г.). В этих законах обозначены основные категории детей, которые нуждаются в государственной поддержке, а также все ведомства, службы, которые в той или иной степени занимаются детьми и семьями с детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации. Работа была ориентирована прежде всего на оказание помощи детям, уже обладающим статусом «находящихся в трудной жизненной ситуации», и сокращение их числа.

В 1990-е годы была создана отрасль социального обслуживания семей с детьми. Начало этой работе было положено Указом Президента Российской Федерации от 1 июня 1992 г. № 543 «О первоочередных мерах по реализации Всемирной декларации об обеспечении выживания, защиты и развития детей в 90-е годы». В этом указе органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации рекомендовалось содействовать созданию и укреплению территориальной сети учреждений нового типа социальной поддержки семей и детей.

Принятые меры позволили стабилизировать ситуацию, однако для решения проблем требовалось активизировать процесс улучшения положения детей и семей с детьми.

Существенное влияние на политику в отношении детей и семей в трудной жизненной ситуации оказало изменение модели распределения полномочий между уровнями власти. В соответствии с Федеральным законом от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» поддержка и социальное обслуживание граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, а также детей-сирот, безнадзорных детей, детей, оставшихся без попечения родителей, осуществление региональных и межмуниципальных программ и мероприятий по работе с детьми и молодежью были отнесены к полномочиям субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения с Российской Федерацией. Перенастройка механизмов управления неизбежно замедляет темпы принятия необходимых решений, обусловленные необходимостью создания новых структур, моделей работы, соответствующих новым полномочиям.

2006-2007 годы стали поворотными в государственной семейной и демографической политике. Государство провозгласило поддержку материнства и детства одним из приоритетных направлений современной семейной и демографической политики. Президентом Российской Федерации в Послании Федеральному Собранию Российской Федерации в 2006 году была поставлена задача разработать систему мер материальной поддержки семей с детьми, мер по содействию в устройстве детей-сирот в семьи и сокращению численности детей данной категории в интернатных учреждениях. Для исполнения поставленной задачи была оперативно разработана система мер материальной поддержки семей с детьми, в том числе граждан, берущих детей в семьи на воспитание: определены новые принципы предоставления пособия по уходу за ребенком; установлено единовременное пособие при передаче ребенка на воспитание в семью; определены расходы федерального бюджета на предоставление финансовой помощи субъектам Российской Федерации в виде субвенций на выплату единовременного пособия и в виде субсидий на содержание детей в семьях опекунов и приемных семьях, на оплату труда приемных родителей; разработаны региональные меры материальной поддержки семей с детьми и т.д. В целях стимулирования рождаемости и поддержки семей с двумя и более детьми введена новая мера материальной поддержки - материнский капитал.

Возрос уровень материальной поддержки семей с детьми-инвалидами, в том числе в обеспечении их лекарствами, увеличены компенсационные выплаты по уходу за ребенком-инвалидом, установлены ежемесячные денежные выплаты (ЕДВ), предоставлено право на государственную помощь в виде набора социальных услуг, включающего бесплатное обеспечение по рецептам врача необходимыми лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения, специальными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов, предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение, бесплатный проезд на пригородном железнодорожном транспорте и проезд на междугородном транспорте к месту лечения и обратно.

Материальные меры были дополнены идеологическими. Для повышения социального престижа семьи 2008 год Указом Президента Российской Федерации был объявлен Годом семьи, учрежден орден «Родительская слава».

Повышение государственных расходов на поддержку семей с детьми сыграло определенную роль в улучшении их материального положения, повышении рождаемости детей. Однако доля затрат в ВВП на поддержку семей с детьми в России по-прежнему намного ниже, чем в развитых европейских странах. Едва ли можно ожидать, что денежное регулирование радикальным образом способно устранить причины, приводящие к неблагополучию детей.

В условиях динамики современных экономических и социальных процессов, постоянно увеличивается нагрузка на школьников, и особенно на детей младшего школьного возраста. Границы младшего школьного возраста, совпадающие с периодом обучения в начальной школе, устанавливаются обычно с 6-7 до 9—10 лет. Дети младшего школьного возраста характеризуются подвижностью, любознательностью, конкретностью мышления, большой впечатлительностью и вместе с тем неумением долго концентрировать свое внимание на чем-либо. Данный возраст характеризуется повышенной физической активностью. Поэтому им необходим полноценный отдых. Проблему оздоровления и полноценного отдыха детей решают детские оздоровительные лагеря.

Организация детского летнего отдыха - один из важных аспектов образовательной деятельности. Организованная деятельность детей в летний период позволяет сделать педагогический процесс непрерывным в течение всего года. В детском оздоровительном лагере главное – не система дел, не мероприятия, а ребенок в деле, его поступки, его отношение к делу, к труду, к друзьям, родителям, взрослым людям, окружающих его.

Детский оздоровительный лагерь - это учреждение дополнительного образования направленное на организацию досуга детей и на всестороннее развитие личности. Досуг – это зона активного общения, удовлетворяющая потребности младших школьников в контактах. Детские оздоровительные лагеря, независимо от специализации и ведомственной принадлежности, призваны обеспечивать полноценный, содержательный отдых и оздоровление детей, а также решать проблемы их развития и воспитания.

Лагерь способствует развитию физических и моральных качеств младших школьников, они учатся дружить, сопереживать. В каникулярное время младший школьник имеет возможность общаться, с кем хочет, и этот выбор делает он сам. Главное, в период организации отдыха в детских лагерях направить эти знакомства и общение в надежное русло.

В настоящее время существенным является противоречие

между потребностью в новых и эффективных средствах развития социально-коммуникативных способностей младших школьников, с одной стороны, и дефицитом необходимых для этого научно-практических разработок с другой. Все вышесказанное определило проблему

исследовательской работы:

каковы психолого-педагогические основы эффективного развития социально-коммуникативных способностей младших школьников в условиях детского оздоровительного лагеря.

В теоретическом плане – это проблема изучения и определения психолого-педагогических основ и психолого-педагогических условий эффективности программы развития социально-коммуниктативных способностей младших школьников. В практическом плане – это проблема разработки структурно-функциональной модели детского оздоровительного лагеря, а также программно - методического обеспечения реализации модели лагеря «Бригантина», способствующего развитию социально-коммуникативных способностей младших школьников

Целью исследования –

выявить особенности организации досуга детей младшего школьного возраста в детских оздоровительных лагерях

и раскрыть потенциал

комплексного использования социально – культурных технологий в его совершенствовании.

Объект исследования -

досуговая деятельность в условиях детского оздоровительного лагеря, как открытая среда развития ребенка.

Предмет исследования –

организация досуга младших школьников в условиях детского оздоровительного лагеря на основе комплексного использования социально – культурных технологий.

Гипотеза исследования -

организация досуга детей младшего школьного возраста в условиях детского оздоровительного лагеря с учётом их интересов может способствовать улучшению настроения детей, установлению позитивного эмоционального климата в детском коллективе. Реализация ресурсов детского оздоровительного лагеря возможна на основе включения личности каждого ребенка в культурно-досуговую общность, содержание деятельности которой будет выстраиваться на взаимодополняемости процессов социализации и самореализации личности.

Задачи исследования:

1. Рассмотреть организацию досуговой деятельности детей в детском оздоровительном лагере;

2. Рассмотреть обеспечение организации активного интеллектуального и эмоционально-насыщенного досуга;

3. Рассмотреть создание условий для развития творческих способностей детей;

4. Рассмотреть развитие творческого потенциала и общей креативности учеников в процессе организации досуговой деятельности;

5. Разработать комплексную программу организации досуга детей младшего школьного возраста в летнем оздоровительном лагере «Бригантина».

Методологическими основами исследования

стали положения о диалектической взаимосвязи явлений, их сущности и процессов, обеспечивающих функциональный подход к досуговой деятельности учреждений культуры; принципы культурно-исторического развития Л.С. Выготского, концепция Красильниковой Т.Г. о досуге «развивающем, образовывающем, повышающем образовательный и духовный потенциал»; положения В.Г. Бочарова, М. А. Галагузова, В. Д. Семенов и др. о влиянии социальной среды на становление и развитие личности ребенка; культурно-досуговой деятельности как важного направления и психолого-педагогического процесса социализации личности, об управлении и самоуправлении этим процессом в условиях временного детского досугового коллектива. Основополагающие идеи, воспитания и социализации детей, а также положения о природе и сущности детской, подростковой и юношеской деятельности, ее целесообразном и творческом характере и развитии, ведущие принципы подхода, позволившие определить логику исследования продуктивной деятельности, как условия самореализации детей в летнем оздоровительном лагере.

Степень разработанности проблемы:

вопросами организации досуга детей занимались А.С. Макаренко, А.В. Луначарский, С.Т. Шацкий, Н.К. Крупская, которые находились у истоков становления и развития деятельности детских лагерей. В их педагогическом наследии содержатся принципиальные положения, касающиеся общих вопросов организации летнего отдыха детей. Так же проблемы затрагиваются в книгах О. С. Газмана, И. П. Иванова, Н. Б.

Крыловой и др. о развитии личности ребенка в детском оздоровительном лагере в ряде педагогических исследований. Так же в трудах А. В. Мудрика, Б. А. Титова, Д. И. Фельдштейна, и др. изучали проблемы социализации и социального воспитания детей, подростков и юношества в сфере организации досугового времени детей. В трудах Л. В. Байбородовой, Г. М. Бирженюка, Л.М. Бузыревой, А. П. Маркова, и др. есть разработки концепций и программ деятельности в т. ч. детского оздоровительного лагеря. Аспекты социального становления ребенка средствами игровых проектов и программ рассматриваются в работах М. Р. Мирошкиной, И. И. Фришман и др.

Методика и организация исследования включает следующие этапы:

1. Теоретико-аналитический этап:

были определены и рассмотрены предмет и объект исследования, выявлена проблема, поставлена цель и задачи исследования. Были обобщены работы с детьми в сфере досуга. Изучались организационные и воспитательные системы детских оздоровительных лагерей, осмысливался инновационный педагогический опыт. Рассмотрены проблемы самореализации личности, теории и практики организации летнего отдыха детей и подростков. На основе использованной литературы было выявлено такое понятия как, организация досуга детей в летнем оздоровительном лагере.

На данном этапе были использованы методы теоретического анализа, синтеза и сравнительного анализа практической деятельности.

2. Диагностический этап:

во время которого анализировалась проблема досуга, с практической стороны, методом анкетирования, наблюдения, интервьюирования. С помощью анкетирования были выявлены потребности и предпочтения младших школьников в досуге. Так же проводилось наблюдение. Были рассмотрены документы и литература, выявляющие деятельность базы исследования. Проведено исследование средств, методов и форм социально-культурной деятельности детского оздоровительного лагеря «Бригантина».

3. Обобщающий этап:

была обоснована и апробирована технология проектирования досугово процесса в условиях детского лагеря. Дана характеристика апробированных с использованием технологий проектирования досугово процесса моделей программ смен, реализуемых в ходе эксперимента, обобщение результатов экспериментальной работы, формулирование выводов и оформление работы.

4. Проектный этап:

на основе данных теоретического и эмпирических исследований была разработана программа по организации досуга младших школьников в условиях летнего оздоровительного лагеря «Бригантина».

Базой исследования

данной работы, является МУ КЦСОН «Надежда» на базе летнего оздоровительного лагеря «Бригантина»

Научная новизна

исследования определяется тем, что осуществлено комплексное социально-педагогическое исследование организации досуга в детском оздоровительном лагере как открытой педагогической системы. Это позволило:

1) обосновать проектный подход к организации летнего отдыха, как улучшенную технологию реализации досуговой деятельности ДОЛ;

2) раскрыть формы и методы реализации досуговой деятельности ДОЛ;

3) обосновать проектный подход к организации летнего отдыха как ведущую технологию реализации досугово - воспитательного потенциала ДОЛ. Теоретическая значимость исследования

заключается в следующем:

- получила дальнейшую разработку проблема повышения эффективности развития социально-коммуникативных способностей младших школьников в различных социальных институтах: школе, семье, системе дополнительного образования, общественных организациях.

- определены научно-практические основы создания и функционирования детского оздоровительного лагеря, его преимущества в развитии социально-коммуникативных способностей младших школьников перед другими социализирующими институтами.

Практическая значимость

исследования определяется возможностью использования разработанной экспериментальной модели в целях совершенствования досугово процесса в детских оздоровительных лагерях; разработаны и проверены технологии реализации личности ориентированного подхода в практике детского лагеря. Так же заключается в том, что разработанная модель жизнедеятельности летнего оздоровительного лагеря, обеспечивающая активное вовлечение детей в продуктивную деятельность на протяжении всей лагерной смены может быть непосредственно использована организаторами детского отдыха,

воспитателями, вожатыми, руководителями студенческих педагогических отрядов и детских общественных объединений в практике организации лагерных смен. Положения выносимые на защиту:

1. Концепция организации досуга в детском оздоровительном лагере как социально-культурного и педагогического явления, включающая в себя:

- обоснование педагогического потенциала детского оздоровительного лагеря как открытой педагогической системы, обусловленного:

– творческим характером летнего досуга, новыми для детей формами коллективной деятельности, ориентированными на индивидуальное творчество;

– возможностью саморазвития и самоопределения ребенка;

– равноправием, многоуровневым партнерством детей друг с другом, детей со взрослыми;

– непрерывностью педагогического процесса;

– интенсивностью общения, многообразием и вариативностью взаимодействия детей между собой, с другими людьми;

– возможностями оздоровления детей, восстановления интеллектуальных и физических сил;

– целенаправленной и упорядоченной передачей информации в соответствии с целями и задачами воспитания;

– нейтрализацией факторов, отрицательно влияющих на процесс формирования личности.

- тенденции развития детского оздоровительного лагеря на современном этапе;

2. Технологии реализации досугово - воспитательного потенциала детского оздоровительного лагеря, основанные на принципах системности и целенаправленности, завершенности досугово - воспитательного процесса, всеобщности и доступности,

самодеятельности, индивидуального подхода, преемственности, занимательности и использующие:

- коммуникативно-игровую деятельность (массовые коллективно-творческие дела, тематические конкурсно-игровые программы, спортивные игры, соревнования и пр.);

- прикладную творческую деятельность (занятия в творческих мастерских концерты, фестивали и др.);

- систему обратной связи

- организацию интересного, эмоционально-окрашенного, психологически-комфортного досуга путем видового разнообразия предлагаемых форм деятельности, направленных на удовлетворение потребностей детей и подростков.


Информация о ообразовании:

Анализ социальной работы в МУ КЦСОН «Надежда» за 2011-2012 уч. год
При анализе деятельности МУ КЦСОН было выявлено, что работа по профилактике безнадзорности ведется согласно плану. Администрацией школы, педагогическим коллективом ежегодно проводятся педсоветы, совещания при директоре, затрагивающие проблемы воспитания. На административных планерках заслушиваются ...

Физиологические основы речевой деятельности человека
Речь основана на работе различных механизмов, среди которых можно условно выделить мозговые и периферические. К мозговым относят собственно систему речи, или вербальную систему, благодаря которой реализуется суть речевого процесса. Именно работа этой системы до настоящего времени представляет наиме ...

Пути и условия организации эвристического обучения в школе
Развитие творческого мышления у учащихся в процессе изучения ими математики является одной из актуальных задач, стоящих перед преподавателями математики в современной школе. Основным средством такого воспитания и развития математических способностей учащихся являются задачи. Не случайно известный м ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.agepedagog.ru