Досуг является важнейшим институтом социализации и адаптации для всех детей и подростков. В досуговое время дети получают навыки общения, реализуются творчески, развиваются и самосовершенствуются, получают положительный социальный опыт. Однако зачастую безнадзорные дети оказываются за бортом досуговых институтов и вынуждены сами организовывать свое свободное время, скатываясь к асоциальному поведению. Проблема досугового времяпрепровождения подростков отличается большой сложностью и противоречивостью. Большой объем неорганизованного свободного времени подростков и неумение распорядиться им, нередко приводит детей к социальным проблемам. В настоящее время острейшую социально- экономическую и нравственную значимость приобрел феномен социального сиротства и детской безнадзорности. По данным Министерства здравоохранения и социального развития, в феврале 2010 года в России было 715 тысяч безнадзорных детей. Но это только дети, попавшие в поле зрения социальных служб. Экспертные оценки количества беспризорных и безнадзорных значительно выше.
С безнадзорными подростками ведется работа общеобразовательными культурно-досуговыми учреждениями, а также социальными реабилитационными центрами. Эта работа не всегда дает положительный результат. Потребность в совершенствовании воспитательного процесса в современных условиях предполагает поиск путей повышения эффективности педагогического воздействия на личность подростка. Одним из условий повышения эффективности воспитательной работы является деятельность, в задачи которой входит формирование позитивных индивидуальных интересов личности подростков. Такая деятельность предполагает особый арсенал средств и методов педагогического воздействия на безнадзорных подростков, такими средствами обладает досуговая деятельность. Неорганизованность досуга в семье, при школе, а также отсутствие возможностей у большинства подростков для полноценного летнего отдыха, творческого и физического развития в специальных кружках и секциях приводит к тому, что подростки оказываются на улице Важная роль здесь принадлежит окружению подростка - молодежной компании, субкультуре, ценности которой он разделяет. Обследование, проведенное в 2010 году, показывает: 84% подростков предпочитают проводить свободное время со своими друзьями, 62% - в компании, в которую они вошли.
В этих условиях особое внимание следует уделить организации досуговой деятельности подростков. От умения направлять свою деятельность в часы досуга на достижение общезначимых целей, реализацию своей жизненной программы, развитие и совершенствование своих сущностных сил, во многом зависит социальное самочувствие подростка, его удовлетворенность своим свободным временем. Досуговая деятельность - это активная работа, направленная на организацию культурного досуга человека; формирование, удовлетворение и возвышение жизненно-насущных досуговых потребностей человека в сфере свободного времени, связанных с самосозиданием, совершенствованием и развитием его личности (интеллектуальной, эмоциональной, волевой сферы).
Под досуговой деятельностью принято понимать социальную деятельность, осуществляемую в свободное от работы и основных социальных обязанностей время, связанной с реализацией духовных, физических, интеллектуальных социально значимых потребностей человека, приносящей психологическое удовлетворение и душевный комфорт, при этом обогащающей личность и внутренний мир человека. Досуговая деятельность для подростков - это сфера, в которой, выступая в новых ролях, отличных от семейных и школьных, они особенно остро и полнокровно раскрывают свои естественные потребности в свободе и независимости, активной деятельности и самовыражении. Правильно организованная досуговая деятельность является целым социальным институтом, который выполняет ряд определенных функций и способствует успешной социализации детей и подростков.
Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних - система социальных, правовых, педагогических и иных мер, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних, осуществляемых в совокупности с индивидуальной профилактической работой с ними и их семьями, находящимися в социально опасном положении. На формирование безнадзорности подростков влияет комплекс факторов. Исключительное влияние оказывают такие социальные институты, как семья, школа, а также неформальная группа сверстников, поскольку большую часть своего времени подросток проводит там. Среди основных причин отклоняющегося поведения многие исследователи выделяют неорганизованность досуговой системы.
Информация о ообразовании:
Понятие «гендер» в научной литературе
Понятие «гендер» было введено в русский язык в начале 1990-х г. А. Посадской. Позднее оно все чаще начинает употребляться, в частности, социологами, однако в совершенно различных смыслах, что создает концептуальную путаницу и препятствует сопоставимости результатов. Некоторые авторы просто отождест ...
Обоснование творческого проекта в технике «Паласная вышивка»
Потребность творческого проекта в технике «Паласная вышивка» заключается в том, что ручное ковроделие очень тонкая, кропотливая работа, как тут не вспомнить замечательные слова В.А. Сухомлинского о том, что «истоки творческих способностей и дарований – на кончиках пальцев. От пальцев, образно говор ...
Цели, задачи и содержание воспитания в профессиональном обучении
Цель воспитания в профессионально обучении- формирование гармоничной развитой, способной, социально и профессионально мобильной личности, готовой и способной выполнять систему социальных ролей, в том числе профессиональной, и уважать общечеловеческие и национальные ценности. Задачи воспитания в про ...