Особенности организации работы школьной библиотеки

Страница 1

Школьная библиотека – специфическая форма организации библиотечной работы, потому что она непосредственно тесно связана с конкретным учебным заведением, то есть школой, при которой эта библиотека функционирует. В связи с этим основная деятельность школьной библиотеки как раз и направляется на информационное обеспечение образовательного процесса, а также на развитие читательского интереса учащихся.

Современная школьная библиотека развивается в многомерном информационно-правовом пространстве и руководствуется в деятельности по реализации своей миссии правовыми актами международного уровня, в том числе документами ООН, ЮНЕСКО, ИФЛА; Законами Российской Федерации, включая основной закон – Конституцию Российской Федерации, а также отраслевые законы.

К числу важнейших международных документов относится «Конвенция ООН о правах ребенка», принятая на сессии Генеральной Ассамблеи ООН в ноябре 1989 года и ратифицированная СССР в июне 1990 года. В данной Конвенции наряду с общими положениями, обеспечивающими каждому ребенку право на сохранение жизни, здоровья, своей индивидуальности, свободы мысли, совести и религии, - в статье 28 предусматривается право ребенка на образование, в том числе право на доступ к информации и материалам.

Другим важным документом является «Всемирная программа действий, касающаяся молодежи, до 2000 года и на последующий период», принятая Резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН № 50/81 14 декабря 1995 года. В Программе серьезное внимание уделено образованию молодежи, поощрению таких образовательных и учебных систем, которые в большей мере соответствовали бы нынешним и будущим потребностям молодых людей.

В пункте 25 Программы указывается на то, что «следует подчеркнуть значение развития информационных навыков, т.е. навыков поиска информации, доступа к ней и ее использования, а также информатики и заочного обучения».

Для построения библиотечной политики любого уровня, от масштабов государства до масштабов отдельной школьной библиотеки, важен текст, принятый Всемирным форумом по образованию (Дакар, Сенегал, 26–28 апреля 2000 г.) «Образование для всех: выполнение наших общих обязательств».

Школьному библиотекарю необходимо знать и о документах, непосредственно относящихся к библиотекам. В ряду этих документов:

· Манифест о публичной библиотеке ИФЛА/ЮНЕСКО (1995 г.);

· Манифест школьных библиотек, принятый в 2000 году на 66-й Генеральной конференции ИФЛА;

· Манифест ИФЛА об Интернете 2002 года;

· Рекомендации по библиотечному обслуживанию подростков и молодежи ИФЛА 2003 года, адресованные библиотекарям разных стран, работающим в самых разных типах библиотек, как в городе, так и в сельской местности, администраторам библиотек и всем, кто принимает решения, педагогам и студентам библиотечных школ.

· Руководство ИФЛА/ЮНЕСКО для школьных библиотек 2002 года.

Манифест школьных библиотек в соответствии с принципами, изложенными в Манифесте публичных библиотек ИФЛА/ЮНЕСКО, определяет школьную библиотеку «как часть более широкой библиотечно-информационной системы», что весьма важно для библиотек ряда стран, где школьную библиотеку склонны рассматривать лишь как вспомогательное подразделение школы. В Манифесте также говорится о том, что повышение уровня грамотности учащихся вследствие сотрудничества библиотекарей и учителей является доказанным фактом - «содействует развитию навыков чтения, запоминания, решения задач, а также выработке умения пользоваться информационно-коммуникативными технологиями».

Манифест ИФЛА об Интернете декларирует необходимость поддерживать права пользователей в поиске информации по собственному выбору библиотеками и информационными службами, уважать их права на невмешательство в частную жизнь и конфиденциальность в отношении используемых ими ресурсов, нести ответственность за предоставление и обеспечение общедоступной качественной информации и средств коммуникации. Весьма актуально положение Манифеста о необходимости «предоставления пользователям квалифицированной помощи в использовании выбранных ими информационных источниках и услугах».

Важнейшим документом на федеральном уровне является Федеральный Закон «О библиотечном деле». Данный документ был принят Государственной Думой 23 ноября 1994 год, затем в него был внесен еще ряд изменений. Содержание Закона включает в себя следующие статьи:

Раздел I. Общие положения

Ст. 1. Основные понятия.

Ст. 2. Законодательство Российской Федерации о библиотечном деле.

Ст. 3. Сфера действия Основ законодательства.

Ст. 4. Основные виды библиотек.

Раздел II. Права граждан в сфере библиотечного дела

Страницы: 1 2


Информация о ообразовании:

Общие и конкретные закономерности процесса обучения
Закономерности – это существующие, необходимые, устойчивые, повторяющиеся связи между определенными явлениями, процессами или компонентами процессов. Закономерности выявляются эмпирическим путем из опыта. Общие закономерности процесса обучения касаются процесса обучения в целом. Закономерность цели ...

Источники информации из окружающего мира
Источники информации из окружающего мира - информация реального времени (беседа, случай не улице или на природе, радио, телевидение - все, что исчезает и проходит бесследно, если специально не фиксируется). Еще один яркий пример источника информации из окружающего мира – это вещественные источники. ...

Возможные формы организации профильного обучения
Предлагаемая концепция профильного обучения исходит из многообразия форм его реализации. Возможна такая организация образовательных учреждений различных уровней, при которой реализуется не только содержание выбранного профиля, но и предоставляется учащимся возможность осваивать интересное и важное ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.agepedagog.ru