Большое влияние на успешность производственного обучения оказывает правильная оценка выполненных учебно-производственных заданий. Оценка не только подводит итог учебно-производственного труда учащихся, но имеет большое воспитательное значение.
Основными показателями, на основе анализа которых оцениваются учебно-производственные успехи учащихся являются:
при определении оценки за изученную операцию:
– правильность выполнения приёмов и способов работы;
– качество работы, соблюдение технических требований;
– рациональность организации труда и рабочего места;
– соблюдение правил безопасности труда;
при определении оценки за работу (партию работ) комплексного характера:
– качество работы, соблюдение технических требований;
– выполнение ученических норм времени (выработки);
– степень производственной самостоятельности учащегося;
– правильность выполнения приёмов и способов работы;
– рациональность организации труда и рабочего места, соблюдение правил безопасности труда.
Мастер должен умело использовать "политику оценки" для повышения интереса учащихся к учебной работе, стимулирования их заинтересованности успехами в учёбе, внушения им веры в свои силы.
ІV. Заключительный инструктаж обычно проводится в конце урока. Основная дидактическая цель заключительного инструктажа – на основе анализа успехов и недостатков урока показать учащимся, чему они научились, насколько продвинулись в овладении профессией, что и как нужно делать, чтобы не допускать недостатков и закрепить успехи.
На заключительный инструктаж обычно выносятся следующие основные вопросы:
- сообщение о достижении цели урока;
- подведение итогов и анализ выполнения учебно-производственных заданий группой и ученическими бригадами;
- разбор типичных ошибок и характерных недостатков, рассмотрение путей их предупреждения и устранения;
- анализ выполнения учащимися правил безопасности, организации труда и рабочих мест, использования рабочего времени;
- подведение итогов соревнования между учащимися и ученическими бригадами, сообщение оценок;
- сообщение темы следующего урока, выдача домашнего задания.
Для повышения эффективности проведения заключительного инструктажа следует соблюдать следующие рекомендации:
- на первый план всегда ставить подведение итогов выполнения учебных задач урока;
- стараться придавать заключительному инструктажу обучающий характер, т.е. строить его так, чтобы учащиеся получали на нём что-то новое, закрепляли и расширяли свои познания и опыт;
- вовлекать всех учащихся в активное обсуждение итогов прошедшего урока;
- широко привлекать их к самостоятельному анализу выполненных учебно-производственных работ;
- умело использовать анализ лучших учебно-производственных работ учащихся в целях мобилизации всей группы на лучшие учебно-производственные успехи;
- широко практиковать сравнение работ, выполненных учащимися, с образцами-эталонами;
- широко практиковать анализ рационализаторских предложений учащихся по совершенствованию технологии, инструментов, приспособлений, способов контроля работы и т.п.;
- анализ итогов урока производить всесторонне и объективно, выставляемые оценки аргументировать;
- не упрекать учащихся за допущенные ошибки и недостатки, если их причиной является неопытность.
Для производственного обучения, как и для теоретического характерна домашняя учебная работа учащихся. Основное требование к домашним заданиям в производственном обучении – практическая направленность, тесная связь с учебно-производственной деятельностью учащихся. Наиболее типичным домашним заданием, характерным для каждого урока производственного обучения, является повторение материала специальных предметов (спец. технологии), связанного с материалом предстоящего урока производственного обучения. Из других видов домашних заданий необходимо выделить следующие: выполнение и разбор чертежей, схем, графиков, связанных с материалом предстоящего урока; выполнение технических расчетов; изучение инструкционных карт, технологических карт, производственных инструкций; самостоятельная разработка технологических процессов выполнения пред- стоящих работ; выполнение межпредметных заданий; конструирование приспособлений и т.п. Выдавая домашние задания, мастер должен обязательно проинструктировать учащихся о способах их выполнения.
Информация о ообразовании:
Логопедическая работа по преодолению нарушений словообразования и
словоизменения у дошкольников с общим недоразвитием речи III
уровня
Целью формирующего эксперимента было развитие словообразования и словоизменения посредством дидактических игр При подборе дидактических игр учитывались возрастные особенности старших дошкольников. Материал формирующего эксперимента представлен ниже. Игры для закрепления формы множественного числа: ...
Методические рекомендации к проведению занятий элективного курса
«Геометрические построения на плоскости»
элективный математика геометрический плоскость Методические рекомендации по обучению решению задач на построение Как и в каком месте курса геометрии следует знакомить учащихся с общей схемой решения задач на построение? Здесь возникает два различных методических вопроса. Первый из них – это вопрос ...
Характеристика двигательной деятельности учащихся,
занимающихся волейболом
Волейбол – одна из самых популярных игр во многих странах. Для нее характерны разнообразные движения: ходьба, бег, прыжки, передачи, нападающий удар, осуществляемые в единоборстве с соперниками. Такое разнообразие движений способствует укреплению нервной системы, двигательного аппарата, улучшению о ...