Большое влияние на успешность производственного обучения оказывает правильная оценка выполненных учебно-производственных заданий. Оценка не только подводит итог учебно-производственного труда учащихся, но имеет большое воспитательное значение.
Основными показателями, на основе анализа которых оцениваются учебно-производственные успехи учащихся являются:
при определении оценки за изученную операцию:
– правильность выполнения приёмов и способов работы;
– качество работы, соблюдение технических требований;
– рациональность организации труда и рабочего места;
– соблюдение правил безопасности труда;
при определении оценки за работу (партию работ) комплексного характера:
– качество работы, соблюдение технических требований;
– выполнение ученических норм времени (выработки);
– степень производственной самостоятельности учащегося;
– правильность выполнения приёмов и способов работы;
– рациональность организации труда и рабочего места, соблюдение правил безопасности труда.
Мастер должен умело использовать "политику оценки" для повышения интереса учащихся к учебной работе, стимулирования их заинтересованности успехами в учёбе, внушения им веры в свои силы.
ІV. Заключительный инструктаж обычно проводится в конце урока. Основная дидактическая цель заключительного инструктажа – на основе анализа успехов и недостатков урока показать учащимся, чему они научились, насколько продвинулись в овладении профессией, что и как нужно делать, чтобы не допускать недостатков и закрепить успехи.
На заключительный инструктаж обычно выносятся следующие основные вопросы:
- сообщение о достижении цели урока;
- подведение итогов и анализ выполнения учебно-производственных заданий группой и ученическими бригадами;
- разбор типичных ошибок и характерных недостатков, рассмотрение путей их предупреждения и устранения;
- анализ выполнения учащимися правил безопасности, организации труда и рабочих мест, использования рабочего времени;
- подведение итогов соревнования между учащимися и ученическими бригадами, сообщение оценок;
- сообщение темы следующего урока, выдача домашнего задания.
Для повышения эффективности проведения заключительного инструктажа следует соблюдать следующие рекомендации:
- на первый план всегда ставить подведение итогов выполнения учебных задач урока;
- стараться придавать заключительному инструктажу обучающий характер, т.е. строить его так, чтобы учащиеся получали на нём что-то новое, закрепляли и расширяли свои познания и опыт;
- вовлекать всех учащихся в активное обсуждение итогов прошедшего урока;
- широко привлекать их к самостоятельному анализу выполненных учебно-производственных работ;
- умело использовать анализ лучших учебно-производственных работ учащихся в целях мобилизации всей группы на лучшие учебно-производственные успехи;
- широко практиковать сравнение работ, выполненных учащимися, с образцами-эталонами;
- широко практиковать анализ рационализаторских предложений учащихся по совершенствованию технологии, инструментов, приспособлений, способов контроля работы и т.п.;
- анализ итогов урока производить всесторонне и объективно, выставляемые оценки аргументировать;
- не упрекать учащихся за допущенные ошибки и недостатки, если их причиной является неопытность.
Для производственного обучения, как и для теоретического характерна домашняя учебная работа учащихся. Основное требование к домашним заданиям в производственном обучении – практическая направленность, тесная связь с учебно-производственной деятельностью учащихся. Наиболее типичным домашним заданием, характерным для каждого урока производственного обучения, является повторение материала специальных предметов (спец. технологии), связанного с материалом предстоящего урока производственного обучения. Из других видов домашних заданий необходимо выделить следующие: выполнение и разбор чертежей, схем, графиков, связанных с материалом предстоящего урока; выполнение технических расчетов; изучение инструкционных карт, технологических карт, производственных инструкций; самостоятельная разработка технологических процессов выполнения пред- стоящих работ; выполнение межпредметных заданий; конструирование приспособлений и т.п. Выдавая домашние задания, мастер должен обязательно проинструктировать учащихся о способах их выполнения.
Информация о ообразовании:
Эстетическая подготовка, ее значение
Эстетическая подготовка – это одна из сторон совершенствования личности занимающегося, которая возникает в связи с эстетическим освоением избранной сферы деятельности. Смысл и цель ее в процессе занятий состоит, по нашему мнению, в формировании эстетического отношения ко всем сторонам той деятельно ...
Перспективы художественного образования и эстетического воспитания детей
Наталья Михайловна Сокольникова – современный педагог- методист, объединивший в своих трудах все лучшее в методике преподавания изобразительного искусства, появившиеся за последние годы. В равной степени уделяет внимание и рисованию с натуры и ДПИ, и эмоциональному развитию учащихся. Художественное ...
Диагностика орфографической зоркости
Многих учителей начальных классов волнует проблема грамотного письма учащихся. Анализ диктантов, проводимых по разным темам, заставил задуматься над развитием орфографической зоркости детей. Итак, для выявления и развития сформированности орфографической зоркости нами был проведен анализ работ по ...