Методические рекомендации по составлению плана урока и методике его проведения

Статьи по педагогике » Составление развёрнутого плана-конспекта урока производственного обучения » Методические рекомендации по составлению плана урока и методике его проведения

Страница 9

Большую помощь в этом мастеру оказывают инструкционно-технологические карты – документы письменного инструктирования, в которых раскрыта наиболее рациональная технологическая последовательность выполнения работы, содержатся необходимые инструктивные указания о наиболее рациональных способах её выполнения. На более поздних этапах обучения, когда, учащиеся уже накопят определённый опыт, обычно применяются технологические карты, в которых раскрывается, только технология выполнения работ, а инструкционных указаний нет. Кроме того, очень важно, чтобы каждый учащийся на рабочем месте имел технологическую карту, выполненную в меньшем масштабе.

Показывать при выполнении комплексных работ нужно только новые, характерные для данной работы трудовые приёмы, новые сочетания приёмов, новые способы установки, выверки, проверки, регулировки, наладки, контроля хода и итогов работы. При показе всех этих новых приёмов и способов мастер должен соблюдать те же методические правила, что и при изучении операций.

Важное значение при выполнении учащимися работ комплексного характера, особенно сложных работ, имеет правильно организованный межоперационный контроль хода работы мастером. При этом мастер определяет заранее наиболее ответственные технологические переходы, этапы в общем процессе выполнения работы и обязательно контролирует качество их выполнения.

При проведении вводного инструктажа учащимся необходимо подробно объяснить организацию и содержание такого межоперационного контроля, а также требования к качеству работы на соответствующих этапах. Это весьма эффективный методический приём, он способствует развитию у учащихся привычки к регулярному и эффективному самоконтролю, с одной стороны, и является эффективным средством предупреждения массового брака, – с другой.

По мере накопления у учащихся опыта выполнения работ комплексного характера их следует все больше привлекать к самостоятельному разбору технической и технологической документации, к самостоятельному теоретическому планированию, выбору инструментов, приспособлений, режимов, пользования справочными материалами.

После вводного инструктажа должна быть организована самостоятельная работа учащихся, которая может прерываться текущими инструктажами.

IІІ. Упражнения (самостоятельная работа) учащихся и текущее инструктирование их мастером – основная часть урока производственного обучения. Как бы хорошо не был проведён вводный инструктаж, он не определяет качества и эффективности производственного обучения. Основная цель производственного обучения – формирование у учащихся умений и навыков реализуется после вводного инструктажа, когда учащиеся на своих рабочих местах выполняют учебно-производственные задания, т.е. упражняются в отработке умений и навыков. Обучающая деятельность мастера на этом основном этапе урока осуществляется путём текущего инструктирования учащихся. От умелого руководства учащимися, от умелого направления их учебно-производственной деятельности на решение учебных и производственных задач в решающей степени зависит, насколько успешно учащиеся будут овладевать профессией.

Готовясь к уроку, продумывая организацию и методику руководства учебно-производственной деятельностью учащихся, мастер должен чётко наметить содержание упражнений, самостоятельной работы учащихся. Содержание упражнений имеет две стороны – производственную (что будут делать учащиеся, какие учебно-производственные задания выполнять) и учебную (какие приёмы, операции, способы труда по профессии они при этом будут отрабатывать). Эта вторая, учебная сторона упражнений обеспечивает реализацию целей производственного обучения. К сожалению, она зачастую не находится в центре внимания мастера и, соответственно, учащихся. Основное внимание обращается на чисто производственную сущность упражнений, учебные задачи при этом остаются в стороне, считается, что они решаются сами по себе по ходу производительного труда учащихся. Мастер забывает, что цель производственного обучения – научить учащихся выполнять трудовые действия, а учебно-производственные работы являются только средством реализации этой цели, а не собственной целью. Метод достижения цели производственного обучения – упражнения, самостоятельная работа учащихся.

Страницы: 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14


Информация о ообразовании:

Основные направления формирования словообразования и словоизменения у детей с общим недоразвитием речи III уровня
Формирование грамматического строя языка (словообразования, словоизменения) старшего дошкольника имеет свою специфику, и для его развития должны применяться различные педагогические средства (приемы, формы организации) Для освоения словообразования и словоизменения в частности важны приемы, стимули ...

Теория и практика коллективного воспитания А.С. Макаренко
Феномен Макаренко начался с 1920г., когда он организовал трудовую колонию для несовершеннолетних правонарушителей. Здесь педагогу удалось главное – он нашел сильное средство воспитания, которым стал коллектив самих воспитанников. Важную роль в его создании сыграл авторитет Антона Семеновича. Его те ...

Место школьной библиотеки в информационно-образовательном пространстве
Вместе с меняющимся обществом и новыми задачами образования трансформируется деятельность библиотеки общеобразовательного учреждения. На этапе развития информационного общества школьная библиотека становится центром учебного процесса, а также площадкой для педагогических инноваций. Мощный, технолог ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.agepedagog.ru