Высокий уровень самооценки – 0-4 балла;
Средний уровень – 4-8 баллов;
Низкий уровень – 8-12 баллов.
Следовательно, по среднему баллу:
Высокий – 0-1,33 баллов;
Средний – 1,34-2,67 баллов;
Низкий – 2,68-4 баллов.
Методика 6. «Человек» (А.Л. Венгер)
Цель: Перед ребенком кладут лист бумаги вертикально, рядом с ним набор цветных карандашей.
Инструкция: «Нарисуй человека – всего, целиком». Детям с нарушением слуха непонятен термин «человек», лишь конкретные: дядя, тетя, мальчик, девочка и т.п. Поэтому мы даем инструкцию: «Нарисуй сам себя». Рита рисует Риту, Миша Мишу и т.д.
При качественной обработке данных будем обращать внимание на:
а) расположение рисунка на листе: на весь лист с одинаковыми расстоянием до всех краев листа – адекватная самооценка; вверху листа – завышенная самооценка; внизу – заниженная, посередине – средний уровень самооценки.
б) размер рисунка: маленький – заниженная; слишком увеличен – завышенная весь лист с пустым пространством, примерно одинаковым со всех сторон – адекватный;
в) детализированное прорисовывание черт лица – повышенное внимание к себе, завышение самооценки; схематичное изображение;
г) цветовое изображение рисунка: яркое, цветное – эмоциональное благополучие, в темных тонах – наличие тревоги, снижение настроения;
д) изображает себя в «реальном» виде (той же одежде, т.е. как бы, глядя в зеркало) – адекватное отношение к себе; кого-то другого – не «видит» себя со стороны; себя в какой-нибудь роли (т.е. «я» воображаемое), украшает себя – завышение самооценки.
На основе вышеперечисленных методик нами были определены количественные показатели уровня сформированности самооценки и уровня притязаний детей экспериментальной (таблица 1) и контрольной групп (таблица 2).
Таблица 1. Экспериментальная группа. Первичная диагностика
Имя ребенка |
Методика | |||||
«Какой я?» |
«Ступеньки» |
«Игра в мяч» |
«Изучение общей самооценки» |
«Оценочный тест» | ||
Ерасен Максим Раина Настя Даша Рита Диана |
3,5 4,5 2,5 2,5 4,5 4,5 4,5 |
20 27 30 23 28 40 28 |
1 2 3 1 3 3 1 |
1 1 1 3 2 1 1 |
1,67 1,67 1,67 2 2,33 2 1 |
Таблица 2. Контрольная группа. Первичная диагностика
Имя ребенка |
Методика | |||||
«Какой я?» |
«Ступеньки» |
«Игра в мяч» |
«Изучение общей самооценки» |
«Оценочный тест» | ||
Даша Миша Витя Костя Тема Саша Кирилл |
2 3,5 3 2,5 4,5 2,5 3 |
21 39 33 26 29 27 21 |
1 2 1 2 2 1 1 |
1 1 2 1 1 2 1 |
2,33 2 2 2,33 1,67 2,33 2,33 |
Проведем качественный анализ результатов в обеих группах по каждой методике.
Методика 1. «Какой я?»
Экспериментальная группа: 2 ребенка имеют средний уровень; 5 детей высокий уровень.
Контрольная группа: 5 детей – средний уровень; 2 – высокий.
По этой методике ни один ребенок из двух групп не показал низкий уровень развития самооценки, так как многие дети давали ответ «Не знаю», который оценивался в 0,5 балла. А, даже если на все пять вопросов, ребенок ответил бы «не знаю», то количество балов равнялось бы 2,5 балла, что соответствует среднему уровню развития самооценки (по школе). Хотя на самом деле это говорит о несформированности самооценки. Ответов «нет» практически нет совсем, так как гораздо предпочтительным на месте ребенка не дать вообще никакого ответа «не знаю», ведь каждому ребенку хочется быть «хорошим».
Информация о ообразовании:
Особенности формирования двигательных умений и навыков
у детей дошкольного возраста
Умственное и физическое развитие ребенка необходимо предполагает овладение огромным числом навыков, без которых невозможна никакая человеческая деятельность как практического, так и теоретического характера. Педагогический опыт показывает, что формирование двигательных навыков, у детей является сло ...
Рисование в России XVIII века
До XVIII века основным методом обучения рисованию был копировальный метод. Как общеобразовательный предмет рисование в ту пору еще не получило широкого развития, оно начинает вводиться в учебные заведения только в начале XVIII века Укрепление могущества России, реформы Петра 1 вызвали общий подъем ...
Современное состояние и развитие курса информатики для основной школы за
счет вопросов социальной информатики
Рассмотрев значимость вопросов социальной информатики для развития современного общества, выясним, насколько глубоко рассматриваются социальные аспекты информатики в школьном курсе, какие вопросы затрагиваются при изучении. Стандарт среднего (полного) общего образования по Информатике и ИКТ утвержд ...