Диагностические методики по профориентации и их характеристики

Статьи по педагогике » Профориентационная работа школьного социального педагога » Диагностические методики по профориентации и их характеристики

Страница 1

В данном параграфе мы охарактеризуем основные диагностические методики, используемые социальным педагогом в работе по профориентации.

Для начала дадим определение понятия « диагностика ».

Диагностика - общий способ получения исчерпывающей информации об изучаемом объекте или процессе.

Диагностика - важнейший компонент педагогической, и социально- педагогической деятельности ( цель- диагноз- прогноз – программа- внедрение- анализ ). Диагностика отвечает на вопросы : что и зачем изучать, где и как использовать полученную информацию

Социально- педагогическая диагностика- теория и практика выявления социально – педагогических характеристик ребенка и условий среды, в которых он живет и имеет возможность для самореализации. Для социально- педагогической деятельности важно не только познать сами явления, но и определить причины их формирования.

В отечественной педагогической литературе понятие «педагогическая диагностика» в полной мере стало предметом исследования таких авторов, как Н.К. Голубев (1988), А.С. Белкин (1970), В.П. Беспалько (1989), А.И. Кочетов (1987), В.Г. Максимов (1993).

Диагностика присутствует в любом педагогическом процессе , начиная с взаимодействия учителя и ученика на уроке и кончая управлением системой народного образования в целом.

Остановимся подробнее на основных принципах диагностического исследования.

Выделим основные принципы диагностического исследования:

Принцип целостного изучения педагогического явления, который предполагает:

Максимальное использование системного подхода в исследовании;

Изучение связи изучаемого качества с сущностными силами личности;

Показ многообразия внешних явлений, воздействовавших на формирование качеств личности, на ход педагогического процесса, и изложение методики руководства этим влиянием со стороны педагога;

Раскрытие механизма изучаемого явления - движущие силы, их возникновение, развитие, взаимодействие, составные элементы и их взаимодействие, этапы развития, условия и факторы, от которых это развитие зависит;

Четкое определение места изучаемого педагогического явления в целостном воспитательном процессе.

Принципы комплексного метода исследования выдвигает следующие требования:

Многоцелевую установку при изучении педагогических явлений;

Охват как можно большего числа связей изучаемого процесса;

Учет всех внешних воздействий при проведении исследовательской работы, устранение случайных влияний, искажающих педагогического процесса;

Проверка одного и того же педагогического факта многократно с помощью различных методов исследования, постоянной проверки и уточнения полученных данных;

Принцип объективности:

Проверка каждого факта несколькими методами;

Проверка, уточнение полученного фактического материала;

Фиксация всех проявлений личности;

Сопоставление данных всего исследования с другими исследователями;

Получение объективных данных путем сравнения мнений учителя, родителей, товарищей и самого ребенка.

Принцип единства изучения и воспитания.

Принцип одновременного изучения коллектива и личности.

Принцип изучения явления в изменении, развитии.

Э.Ф. Зеер выделяет следующие требования к проведению диагностических процедур:

педагогическая диагностика всегда требует особого внимания, особой чуткости к ребёнку, обязательного его согласия предрасположенности;

педагогическая диагностика должна быть построена на совместной деятельности и взаимопомощи учителя и учащихся. Всем должно быть полезно и интересно;

Страницы: 1 2 3


Информация о ообразовании:

Основные признаки наличия у учащихся познавательного интереса
Выделяют три группы критериев (признаков) наличия у учащихся познавательного интереса : специфические для интереса особенности поведения и деятельности учащихся, проявляющиеся в процессе учебной деятельности на уроке ; особенности поведения и деятельности учащихся, возникающие под влиянием интереса ...

Эволюция учений об одаренности
Для выяснения сути понятия "одаренность" вернемся в историю его исследования. Это важно потому, что старые, отжившие свой век и отвергнутые наукой теории и представления продолжают жить в сознании людей, и ориентация на них порождает не просто массу заблуждений, но и крайне негативно влия ...

Анализ результатов логопедической работы
По окончанию формирующего этапа был проведён контрольный этап, цель которого заключалась в сравнении полученных результатов с первоначальными данными. Для этого мы использовали ту же методику, что и на констатирующем этапе. Особое внимание мы уделили навыкам словообразования и словоизменения Привед ...

Категории

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.agepedagog.ru