Диагностические методики по профориентации и их характеристики

Статьи по педагогике » Профориентационная работа школьного социального педагога » Диагностические методики по профориентации и их характеристики

Страница 1

В данном параграфе мы охарактеризуем основные диагностические методики, используемые социальным педагогом в работе по профориентации.

Для начала дадим определение понятия « диагностика ».

Диагностика - общий способ получения исчерпывающей информации об изучаемом объекте или процессе.

Диагностика - важнейший компонент педагогической, и социально- педагогической деятельности ( цель- диагноз- прогноз – программа- внедрение- анализ ). Диагностика отвечает на вопросы : что и зачем изучать, где и как использовать полученную информацию

Социально- педагогическая диагностика- теория и практика выявления социально – педагогических характеристик ребенка и условий среды, в которых он живет и имеет возможность для самореализации. Для социально- педагогической деятельности важно не только познать сами явления, но и определить причины их формирования.

В отечественной педагогической литературе понятие «педагогическая диагностика» в полной мере стало предметом исследования таких авторов, как Н.К. Голубев (1988), А.С. Белкин (1970), В.П. Беспалько (1989), А.И. Кочетов (1987), В.Г. Максимов (1993).

Диагностика присутствует в любом педагогическом процессе , начиная с взаимодействия учителя и ученика на уроке и кончая управлением системой народного образования в целом.

Остановимся подробнее на основных принципах диагностического исследования.

Выделим основные принципы диагностического исследования:

Принцип целостного изучения педагогического явления, который предполагает:

Максимальное использование системного подхода в исследовании;

Изучение связи изучаемого качества с сущностными силами личности;

Показ многообразия внешних явлений, воздействовавших на формирование качеств личности, на ход педагогического процесса, и изложение методики руководства этим влиянием со стороны педагога;

Раскрытие механизма изучаемого явления - движущие силы, их возникновение, развитие, взаимодействие, составные элементы и их взаимодействие, этапы развития, условия и факторы, от которых это развитие зависит;

Четкое определение места изучаемого педагогического явления в целостном воспитательном процессе.

Принципы комплексного метода исследования выдвигает следующие требования:

Многоцелевую установку при изучении педагогических явлений;

Охват как можно большего числа связей изучаемого процесса;

Учет всех внешних воздействий при проведении исследовательской работы, устранение случайных влияний, искажающих педагогического процесса;

Проверка одного и того же педагогического факта многократно с помощью различных методов исследования, постоянной проверки и уточнения полученных данных;

Принцип объективности:

Проверка каждого факта несколькими методами;

Проверка, уточнение полученного фактического материала;

Фиксация всех проявлений личности;

Сопоставление данных всего исследования с другими исследователями;

Получение объективных данных путем сравнения мнений учителя, родителей, товарищей и самого ребенка.

Принцип единства изучения и воспитания.

Принцип одновременного изучения коллектива и личности.

Принцип изучения явления в изменении, развитии.

Э.Ф. Зеер выделяет следующие требования к проведению диагностических процедур:

педагогическая диагностика всегда требует особого внимания, особой чуткости к ребёнку, обязательного его согласия предрасположенности;

педагогическая диагностика должна быть построена на совместной деятельности и взаимопомощи учителя и учащихся. Всем должно быть полезно и интересно;

Страницы: 1 2 3


Информация о ообразовании:

Формирование представлений об орфограмме
После того, как в 1-ом классе достаточно хорошо отработано умение ставить ударения и выполнять слого-звуковой анализ слов, знакомлю детей с наличием опасности на месте безударного звука. Для наблюдения берем два слова, в которых был бы один и тот же гласный звук, обозначаемый на письме разными букв ...

Основатели скаутизма
Организатором и шефом мировой организации скаутов по праву считается английский генерал Роберт Стефенсон Смит Баден—Пауэлл, человек, избравший военную карьеру и всю свою основную жизнь проведший в походах английских колониальных войск. С детства любя охоту, вскоре прославился как лучший следопыт и ...

Практический опыт профориентационной работы социального педагога в школе
На сегодняшний день выпускники общеобразовательных школ сталкиваются с огромным количеством трудностей в процессе профессионального самоопределения. Зачастую это прямо связано с отсутствием некоторых важных навыков у учащихся. В ходе работы с учащимися мы сталкиваемся с отсутствием психологической ...

Категории

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.agepedagog.ru