В данном параграфе мы охарактеризуем основные диагностические методики, используемые социальным педагогом в работе по профориентации.
Для начала дадим определение понятия « диагностика ».
Диагностика - общий способ получения исчерпывающей информации об изучаемом объекте или процессе.
Диагностика - важнейший компонент педагогической, и социально- педагогической деятельности ( цель- диагноз- прогноз – программа- внедрение- анализ ). Диагностика отвечает на вопросы : что и зачем изучать, где и как использовать полученную информацию
Социально- педагогическая диагностика- теория и практика выявления социально – педагогических характеристик ребенка и условий среды, в которых он живет и имеет возможность для самореализации. Для социально- педагогической деятельности важно не только познать сами явления, но и определить причины их формирования.
В отечественной педагогической литературе понятие «педагогическая диагностика» в полной мере стало предметом исследования таких авторов, как Н.К. Голубев (1988), А.С. Белкин (1970), В.П. Беспалько (1989), А.И. Кочетов (1987), В.Г. Максимов (1993).
Диагностика присутствует в любом педагогическом процессе , начиная с взаимодействия учителя и ученика на уроке и кончая управлением системой народного образования в целом.
Остановимся подробнее на основных принципах диагностического исследования.
Выделим основные принципы диагностического исследования:
Принцип целостного изучения педагогического явления, который предполагает:
Максимальное использование системного подхода в исследовании;
Изучение связи изучаемого качества с сущностными силами личности;
Показ многообразия внешних явлений, воздействовавших на формирование качеств личности, на ход педагогического процесса, и изложение методики руководства этим влиянием со стороны педагога;
Раскрытие механизма изучаемого явления - движущие силы, их возникновение, развитие, взаимодействие, составные элементы и их взаимодействие, этапы развития, условия и факторы, от которых это развитие зависит;
Четкое определение места изучаемого педагогического явления в целостном воспитательном процессе.
Принципы комплексного метода исследования выдвигает следующие требования:
Многоцелевую установку при изучении педагогических явлений;
Охват как можно большего числа связей изучаемого процесса;
Учет всех внешних воздействий при проведении исследовательской работы, устранение случайных влияний, искажающих педагогического процесса;
Проверка одного и того же педагогического факта многократно с помощью различных методов исследования, постоянной проверки и уточнения полученных данных;
Принцип объективности:
Проверка каждого факта несколькими методами;
Проверка, уточнение полученного фактического материала;
Фиксация всех проявлений личности;
Сопоставление данных всего исследования с другими исследователями;
Получение объективных данных путем сравнения мнений учителя, родителей, товарищей и самого ребенка.
Принцип единства изучения и воспитания.
Принцип одновременного изучения коллектива и личности.
Принцип изучения явления в изменении, развитии.
Э.Ф. Зеер выделяет следующие требования к проведению диагностических процедур:
педагогическая диагностика всегда требует особого внимания, особой чуткости к ребёнку, обязательного его согласия предрасположенности;
педагогическая диагностика должна быть построена на совместной деятельности и взаимопомощи учителя и учащихся. Всем должно быть полезно и интересно;
Информация о ообразовании:
Сохранение аутентичности в образовательном процессе
Одна из целей образования - развитие человека культуры, то, есть развитие подлинной сущности личности. Но подлинность приобретает самый полный смысл в духовной сфере. Человеческая подлинность – это не только нечто естественное и данное от рождения, словами О.Н. Дериси, это ценность, к которой нужно ...
Система образования в эпоху античности
Первоначальное образование в Риме - умение читать, писать, считать было не редкостью среди самых простых граждан, араб – управитель сколько-нибудь значительного поместья непременно знал грамоту и счет. Лучшим средством образования всегда служит изучение языка. Мальчиков и девочек начинали обучать с ...
Структура уроков производственного обучения
I. Структура урока по операционной теме: Организационный момент. Вводная часть - до 1 часа: 1.1. Проверка посещаемости. 1.2. Подготовка учащихся к изучению новой темы: повторение необходимых знаний из теоретического обучения (но не его дублирование), подготовка к освоению новых трудовых операций и ...