Организация учебно-воспитательного процесса в Ришельевском лицее

Статьи по педагогике » Педагогика лицейского образования » Организация учебно-воспитательного процесса в Ришельевском лицее

Страница 1

В Одессе 19 века бурно развивалось промышленное производство. Это был город, который начали строить и развивать высокообразованные и культурные чиновники.

В 1817 году в южном регионе России было решено создать весьма престижное учебное заведение закрытого типа – лицей. Назвали его в честь генерал-губернатора края - герцога Армана Эммануэля дю Плесси Ришелье. Торжественное открытие лицея состоялось 19 (7) января 1818 года в Одессе.

2 мая 1817 года с официальным открытием лицея был утвержден его Устав, а 15 мая вышел указ об отчислении в пользу лицея из каждой четверти пшеницы, которая вывозилась за границу, по 2,5 копеек серебром.

Первым директором Ришельевского лицея с 1817 по 1820 год был аббат Шарль Николь, лицо весьма примечательное. Он родился во Франции, переехал в Петербург, где приобрел репутацию известного преподавателя. Герцог Ришелье знал аббата Николя со школьной скамьи, внимательно следил за его действиями в России и остановил на нем свой выбор, когда зашла речь о директоре лицея.

Император Александр І посетил лицей, остался им чрезвычайно удовлетворенный, благодарил аббата Николя и наградил его орденом Анны II степени с бриллиантами. Аристократия, русская и иностранная, отнеслась к новому лицею с доверием: учиться в Одессу стали посылать детей не только из провинции, но даже из обеих столиц. Немногочисленная в то время русская интеллигенция, конечно, не могла обойти своим вниманием "устроение сего, можно сказать, единственного в роде своем воспитательного института".

Учебные планы лицея не предусматривали специализации, срок обучения составлял 8 лет. До 1820 года преподавание велось на французском языке. При директоре Иване Семеновиче Орлае были переработаны учебные программы, в них были включены математика, физика, химия, биология, география, история и прочие предметы, улучшены методы преподавания, открыто педагогическое отделение (позднее пединститут), готовившее педагогические кадры для уездных и коммерческих школ. В 1837 году были организованы физико-математическое и юридическое отделения, институт восточных языков, который выпускал переводчиков для воинских учреждений.

Однако интересы лицеистов были значительно шире, чем официально предусматривалось рамками программы. В 1819 году они организовали литературное общество. А.С. Пушкин, во время пребывания в Одессе в 1823-1924 годах, часто посещал лицей, читал здесь свои стихи. Лицеисты читали его поэму «Руслан и Людмила», «Горе от ума» А.С. Грибоедова. Лицей посещал молодой поэт К.М. Батюшков. В 1825 году здесь бывал и польский поэт Адам Мицкевич.

В разные годы в лицее преподавали выдающиеся ученые: химик Д.И. Менделеев, историк С.В. Ежевский, языковед В.В. Григорьев, математики Г.П. Виард и В.В. Петровский.

Историю лицея можно разделить на два периода: первый (1817-1837), когда он был близко к типу среднего учебного заведения; второй (1837-1864), когда по структуре, программам, системе преподавания он стал фактически высшим учебным заведением.

Лицей состоял по сути дела из четырех учреждений:

1. Начальное подготовительное училище, в котором было три класса. Здесь учились чтению, письму, русскому, греческому, итальянскому, немецкому, французскому языками, а также получали начальные знания об арифметике и религии.

2. Собственно лицей, который состоял из пяти классов. Здесь изучали грамматику русского, латинского, греческого, французского, немецкого, итальянского языков, а также литературу (словесность), риторику, географию, статистику, математику, физику, военное дело и «приятные искусства» (танцы, фехтование).

3. Два высших дополнительных училища (что-то наподобие факультетов), которые имели по два класса. В любом из них учились по два года. В одном преподавали правоведение и политэкономию, во второй – коммерческие науки и бухгалтерию.

4. Четвертым учреждением, которое входило в лицей, был, так называемый, педагогический институт. Его воспитанники, окончив курс, оставались в лицее на шесть лет: первые четыре года в роли надзирателей и два года – адъюнктами при профессорах.

Лицей был закрытым учебным заведением, предназначавшимся для детей аристократов и богатого купечества. Ришельевский лицей стал настолько популярным, что сюда на обучение посылали своих детей не только дворяне Юга Украины, но и семьи аристократов из Петербурга, Москвы и других городов. В лицее учились сыновья князя Волконского, графа Сен-При, князя Четвертинского и других выдающихся лиц России.

Страницы: 1 2 3 4


Информация о ообразовании:

Методы, приемы и средства обучения. Их выбор и реализация для достижения основных дидактических целей
Метод обучения – способ организации учебно-познавательной деятельности учащихся. В процессе обучения метод выступает как упорядоченный способ взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся по достижению определенных учебно-воспитательных задач. Прием обучения – это составная часть или отдельная ст ...

Психолого-педагогические предпосылки развития ИСПД школьника
Для выработки индивидуального стиля познавательной деятельности школьника необходимо создание определенных психолого-педагогических условий для согласованных действий педагога и ученика. При этом анализу условий формирования индивидуального познавательно стиля посвящено немало исследований. Так, Е. ...

Документация педагогического исследования
Изучаемая документация исследования должна выступать в виде не только словесных описаний наблюдаемых явлений, но и числовых характеристик (таблицы, схемы, диаграммы), наглядно-чувственных отображений, (аудио-видео-фотодокументация). И чем более разнообразны её формы, тем больше даёт она для проникн ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.agepedagog.ru