Организация учебно-воспитательного процесса в Ришельевском лицее

Статьи по педагогике » Педагогика лицейского образования » Организация учебно-воспитательного процесса в Ришельевском лицее

Страница 1

В Одессе 19 века бурно развивалось промышленное производство. Это был город, который начали строить и развивать высокообразованные и культурные чиновники.

В 1817 году в южном регионе России было решено создать весьма престижное учебное заведение закрытого типа – лицей. Назвали его в честь генерал-губернатора края - герцога Армана Эммануэля дю Плесси Ришелье. Торжественное открытие лицея состоялось 19 (7) января 1818 года в Одессе.

2 мая 1817 года с официальным открытием лицея был утвержден его Устав, а 15 мая вышел указ об отчислении в пользу лицея из каждой четверти пшеницы, которая вывозилась за границу, по 2,5 копеек серебром.

Первым директором Ришельевского лицея с 1817 по 1820 год был аббат Шарль Николь, лицо весьма примечательное. Он родился во Франции, переехал в Петербург, где приобрел репутацию известного преподавателя. Герцог Ришелье знал аббата Николя со школьной скамьи, внимательно следил за его действиями в России и остановил на нем свой выбор, когда зашла речь о директоре лицея.

Император Александр І посетил лицей, остался им чрезвычайно удовлетворенный, благодарил аббата Николя и наградил его орденом Анны II степени с бриллиантами. Аристократия, русская и иностранная, отнеслась к новому лицею с доверием: учиться в Одессу стали посылать детей не только из провинции, но даже из обеих столиц. Немногочисленная в то время русская интеллигенция, конечно, не могла обойти своим вниманием "устроение сего, можно сказать, единственного в роде своем воспитательного института".

Учебные планы лицея не предусматривали специализации, срок обучения составлял 8 лет. До 1820 года преподавание велось на французском языке. При директоре Иване Семеновиче Орлае были переработаны учебные программы, в них были включены математика, физика, химия, биология, география, история и прочие предметы, улучшены методы преподавания, открыто педагогическое отделение (позднее пединститут), готовившее педагогические кадры для уездных и коммерческих школ. В 1837 году были организованы физико-математическое и юридическое отделения, институт восточных языков, который выпускал переводчиков для воинских учреждений.

Однако интересы лицеистов были значительно шире, чем официально предусматривалось рамками программы. В 1819 году они организовали литературное общество. А.С. Пушкин, во время пребывания в Одессе в 1823-1924 годах, часто посещал лицей, читал здесь свои стихи. Лицеисты читали его поэму «Руслан и Людмила», «Горе от ума» А.С. Грибоедова. Лицей посещал молодой поэт К.М. Батюшков. В 1825 году здесь бывал и польский поэт Адам Мицкевич.

В разные годы в лицее преподавали выдающиеся ученые: химик Д.И. Менделеев, историк С.В. Ежевский, языковед В.В. Григорьев, математики Г.П. Виард и В.В. Петровский.

Историю лицея можно разделить на два периода: первый (1817-1837), когда он был близко к типу среднего учебного заведения; второй (1837-1864), когда по структуре, программам, системе преподавания он стал фактически высшим учебным заведением.

Лицей состоял по сути дела из четырех учреждений:

1. Начальное подготовительное училище, в котором было три класса. Здесь учились чтению, письму, русскому, греческому, итальянскому, немецкому, французскому языками, а также получали начальные знания об арифметике и религии.

2. Собственно лицей, который состоял из пяти классов. Здесь изучали грамматику русского, латинского, греческого, французского, немецкого, итальянского языков, а также литературу (словесность), риторику, географию, статистику, математику, физику, военное дело и «приятные искусства» (танцы, фехтование).

3. Два высших дополнительных училища (что-то наподобие факультетов), которые имели по два класса. В любом из них учились по два года. В одном преподавали правоведение и политэкономию, во второй – коммерческие науки и бухгалтерию.

4. Четвертым учреждением, которое входило в лицей, был, так называемый, педагогический институт. Его воспитанники, окончив курс, оставались в лицее на шесть лет: первые четыре года в роли надзирателей и два года – адъюнктами при профессорах.

Лицей был закрытым учебным заведением, предназначавшимся для детей аристократов и богатого купечества. Ришельевский лицей стал настолько популярным, что сюда на обучение посылали своих детей не только дворяне Юга Украины, но и семьи аристократов из Петербурга, Москвы и других городов. В лицее учились сыновья князя Волконского, графа Сен-При, князя Четвертинского и других выдающихся лиц России.

Страницы: 1 2 3 4


Информация о ообразовании:

Формирование целостного образовательного пространства в СОШ №10 Наримановского района на основе интеграции основного и дополнительного образования
Основное и дополнительное образование должны быть звеньями одной цепи - к такому выводу коллектив школы №10 Наримановского района пришёл давно. Именно поэтому данная проблема является ключевой в деятельности школы и решается путём интеграции основного и дополнительного образования. Для достижения п ...

Особенности проявления лексических ошибок в речи исследуемого контингента
Далее мы рассмотрим наиболее выраженные ошибки допущенные учащимися при выполнении различных типов заданий (будем рассматривать средние значения менее 0,5, так как, по нашему мнению это отражает наиболее выраженные затруднения при работе с материалом). Проанализируем наиболее часто встречающиеся ош ...

Научные основы физического воспитания детей дошкольного возраста в психолого – педагогических исследованиях
Теория физического воспитания развивается на основе современных исследований и передовой практики физического воспитания. Отечественная наука о физическом воспитании складывалась под влиянием богатого наследия прошлого, корни которого уходят вглубь многовековой русской народной педагогики. На сегод ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.agepedagog.ru