Организация учебно-воспитательного процесса в Ришельевском лицее

Статьи по педагогике » Педагогика лицейского образования » Организация учебно-воспитательного процесса в Ришельевском лицее

Страница 2

Все ученики делились на пансионеров, проживающих в лицее, (так называемых внутренних) и приходящих (так называемых внешних). Студенты Ришельевского лицея носили форменную одежду, а с 25 октября 1838 года шпаги и треугольные шляпы: «Государь Император высочайше повелеть желает: разрешить студентам Ришельевского лицея носить при мундирах и мундирных сюртуках шпаги и треугольные шляпы по форме, созданной для университетских студентов».

Дисциплина в лицее была суровой. В правилах для студентов, утвержденных попечителем Одесского учебного округа 5 декабря 1853 года, предполагалось: а) за отсутствие на 6 лекциях в течение месяца без достаточной причины – выговор директора; б) за отсутствие на 12 лекциях – заключение в карцер. Если прогулы повторялись, то студент лишался в конце года права на сдачу экзамена и оставался на том же курсе или исключался из лицея.

Собственно лицей был разделен на два отделения: физико-математическое и юридическое, напоминавшее университетские факультеты. Для заведывания делами лицея был создан совет и правление лицея. На физико-математическом отделении лицея преподавались: чистая и прикладная математика, физика и физическая география, естественная история, химия, технология и коммерция; на юридическом отделении преподавались: римская словесность, энциклопедия и история правоведения и практическое судопроизводство. Сверх того на обоих отделениях читались: философия, российская словесность, русская и всеобщая история и статистика, а для православных кроме того - догматическое и нравственное богословие, история церкви и история церковного права. Позднее внутри лицея был основан институт восточных языков, а в начале 40-х годов в лицее появилось коммерческое отделение, где изучали политическую экономию, финансы, торговлю, коммерцию, физику, физическую географию, химию, естественную историю, сельское хозяйство, технологию, архитектуру и обзор русских законов. Здесь готовили государственных служащих, а также юристов в области государственного и частного права. Это отделение было наиболее многочисленным.

Интересна и такая деталь. Лицей, как в учебной, так и в хозяйственной части, имел свое внутреннее правление, председателем которого был одесский градоначальник, а членами – родители, дети которых учились в лицее. Их обязанностью была «забота за точным соблюдением правил Устава», но они не имели права вводить от себя какие-либо установления, не спросив на это разрешения высшего руководства. Члены правления следили за поведением и успехами учеников, в конце каждой недели они подавали отчет об обучении и поведении воспитанников, присутствовали на экзаменах, подтверждали счета эконома лицея, выбирали профессоров, адъюнктов и надзирателей.

Анализ основных моментов истории лицеев, педагогики лицейского образования, особенностей статуса лицеев, их внутреннего устройства, организации учебного процесса позволяет сделать общий вывод о том, что в первой трети XIX века изученные учебные заведения представляли собой единую группу, стоявшую вне законодательно утвержденной иерархической структуры училищ по ведомству народного просвещения и обладающую рядом специфических черт.

Особыми исследуемые заведения делал их высокий статус и права выпускников. Такому положению соответствовали и отличные от большинства других заведений принципы и источники финансирования, а также система должностей. Исследуемые учебные заведения играли заметную роль в системе народного просвещения России и находились в центре внимания правительства.

Появление такого типа учебных заведений именно в этот период не случайно. В Европе в XVIII веке в политике в области просвещения преобладает принцип утилитаризма. Этот же принцип в России проявился в появлении в XVIII веке специализированных школ, нацеленных на подготовку необходимых государству специалистов и получивших сословный характер.

История лицеев тесно связана с государственной политикой в области просвещения. Само их основание отразило стремление привлечь к высшему образованию представителей привилегированного сословия, воспитать и обучить будущих компетентных и лояльных чиновников. На протяжении всей своей истории, занимая в системе народного просвещения положение между гимназиями и университетами, лицеи постоянно соотносили свой статус больше с высшими учебными заведениями.

Расцвет учебных заведений особого типа в России совпадает с общеевропейским кризисом университетов. В конце XVIII - начале XIX века в Европе успешно функционируют специализированные школы, представляющие в определенном смысле альтернативу университетскому образованию. В России особенно после 1812 года соответствующую принципам утилитаризма и интересам дворян альтернативу университетам представляли лицеи и благородные пансионы.

Страницы: 1 2 3 4


Информация о ообразовании:

Что такое глухонемота
Глухота - полное отсутствие слуха или такая степень его понижения, при которой восприятие речи становится невозможным. Абсолютная глухота наблюдается редко. Обычно имеются остатки слуха, позволяющие воспринимать очень громкие звуки, в т. ч. и некоторые звуки речи, произнесенные громким голосом над ...

Анализ работы по экономическому развитию детей 7-го года жизни в педагогическом процессе ДОУ
Таким образом, мы выявили, что большинство детей подготовительной группы находятся на низком уровне готовности к обучению в школе и экономического развития. Причины данных результатов мы попытались установить через решение 4 задачи. Отсутствие высокого уровня готовности к обучению в школе и экономи ...

Организационные условия обучения технологии
Свою нагрузку на новый учебный год преподаватель обычно узнает в конце текущего, следовательно, у него есть время и возможность спланировать (а по существу, «запрограммировать») свою деятельность, согласовав ее с программой и календарными сроками выполнения. Чтобы правильно организованный учебно-тр ...

Категории

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.agepedagog.ru