Организация учебно-воспитательного процесса в Ришельевском лицее

Статьи по педагогике » Педагогика лицейского образования » Организация учебно-воспитательного процесса в Ришельевском лицее

Страница 3

В течение короткого периода рассматриваемые учебные заведения, действительно, представляли более успешную альтернативу университетам, тем более что последние утратили доверие правительства и стали вызывать опасения и подозрения в распространении опасных идей в связи с событиями в германских университетах. Однако с начала 1820-х гг. начинался новый этап в правительственной политике по отношению к лицеям. Их элитарный и замкнутый характер, относительная самостоятельность и бесконтрольность при растущей популярности в обществе представляла не меньшую, чем университеты, а более серьезную угрозу общественному спокойствию и порядку. Уже в 1821 году впервые была высказана мысль о несоответствии высоких прав и привилегий лицеев уровню предоставляемого образования и о том, что их особый статус, отталкивая дворян от университетов, препятствует получению будущими чиновниками более глубоких знаний.

В группе учебных заведений «особого типа» существовало некоторое размежевание и даже своя иерархия. В отношении прав и привилегий, самую высшую ступень занимал Царскосельский лицей — он был самым элитарным учебным заведением и предоставлял выпускникам самые высокие чины по табели о рангах (от 14 до 9). За ним шли университетские благородные пансионы, предоставлявшие чины выше, чем университеты (до 1822 года), но ниже, чем Царскосельский лицей (от 14 до 10). Ришельевский же лицей был сложным по структуре учебным заведением, выпускники разных его частей имели права на разные чины, наивысшим был 9 класс, но его получали воспитанники Педагогического института — отделения Ришельевского лицея, предназначенного для подготовки его будущих преподавателей, только после обязательной шестилетней службы надзирателями или адьюнктами.

Несколько типов можно выделить и в порядке и принципах финансирования лицеев: финансово самостоятельные (существующие за счет оплаты, вносимой воспитанниками); полностью финансируемые государством лицеи (Царскосельский лицей); имевшие смешанную систему финансирования (Ришельевский лицей). Финансируемым и контролируемым государством был Царскосельский лицей, который имел разнообразные источники доходов. Поэтому можно сделать вывод, что не тип финансирования определял благополучие учебного заведения, а скорее его популярность в обществе.

Учебные программы рассматриваемых заведений составлялись соответственно их целям. Все заведения «особого типа» стремились предоставить будущим государственным чиновникам энциклопедическое образование по широкой программе, близкой к университетской. Уровень образования в них неоднозначно оценивался современниками, многие из которых считали его невысоким даже в лучших подобных заведениях. В организации учебного процесса, делении на классы и сроках обучения этих заведений не было единообразия и строгого порядка, в ряде случаев срок прохождения полного курса даже не был определен. Важным моментом учебного процесса было не только предоставление широких знаний применимых к государственной гражданской службе, но и воспитание в духе господствовавшей идеологии, предполагавшей повышенное внимание к религии, патриотизм и абсолютную преданность Императору.

Именно воспитательная функция рассматриваемых лицеев отличала их от остальных учебных заведений. Воспитанию предавалось ключевое значение.

По социальному составу исследуемые учебные заведения были дворянскими. Они были ориентированы на представителей благородного сословия, и их основной целью было дать образование именно юным дворянам. При этом Царскосельский лицей был предназначен исключительно для дворян, и принадлежность к этому сословию была обязательным условием поступления, в то время как Ришельевский лицей принимал и юношей недворянского происхождения. Однако и в этих учебных заведениях дворяне составляли большинство учащихся.

Более двух тысяч воспитанников окончили полный курс в учебных заведениях особого типа. Данные о карьерах выпускников учебных заведений, по которым доступны подобные биографические сведения, свидетельствуют о том, что цель воспитать государственных чиновников этими заведениями была выполнена. Большинство из выпускников в последствие посвятили себя государственной гражданской службе.

Если говорить о тех воспитанников, имена которых приобрели широкую известность и которых можно назвать представителями репрезентативной элиты общества, то больше всего их вышло из Царскосельского лицея, но есть известные имена и среди воспитанников остальных рассматриваемых учебных заведений. Большая часть «замечательных воспитанников» получили известность на литературном поприще, по-видимому, это объясняется особым вниманием к словесным наукам, уделяемым в большинстве лицеев и пансионов, а также общему распространению увлеченности литературой в исследуемый период. Значительное число воспитанников добились выдающихся успехов на государственной службе, что и подразумевала сама направленность образования в учебных заведениях «особого типа».

Страницы: 1 2 3 4


Информация о ообразовании:

Принципы построения обучающих программ по декоративно- прикладному творчеству
Декоративно-прикладное искусство — это особый мир художественного творчества, бесконечно разнообразная область художественных предметов, создаваемых на протяжении многовековой истории развития человеческой цивилизации. Это сфера, вне которой невозможно представить себе жизнь человека. Каждая вещь, ...

Система методов укрепления состояния здоровья соматически ослабленных детей
Система методов и средств сохранения и укрепления здоровья детей включает в себя следующие компоненты: закаливание, эмоциональное состояние дошкольника, рациональное питание, физическое развитие и режим. Закаливание – это система процедур, под влиянием которых повышается сопротивляемость организма ...

Основные психические процессы и их развитие
Психические процессы - динамическое отражение действительности в различных формах психических явлений. Психический процесс - это течение психического явления, имеющего начало, развитие и конец, проявляющиеся в виде реакции. При этом нужно иметь в виду, что конец психического процесса тесно связан с ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.agepedagog.ru