Распоряжение об основании первого лицея в России было дано императором Александра I в 1810 году благодаря усилиям по развитию отечественного образования М.М. Сперанского. Лицей был создан как особое образовательное учреждение для подготовки культурной элиты с целью модернизации России. Событие 19 октября 1811 года навсегда вошло в историю и культуру России и отечественного образования как знаковый день, с которого начинается история лицеев как особых образовательных учреждений, воспитавших истинных сынов Отечества, жизнь и деятельность которых в дальнейшем оказала огромное влияния на нашу культуру и развитие государственности.
Для современного образования, пожалуй, Царскосельский лицей, это даже не столько конкретный эпизод истории отечественного образования, но знаковая метафора, ориентир, образец образовательного учреждения, давшего начало плеяде великих и выдающихся деятелей, внесших существенный вклад в культуру России.
Понятие «Отечество нам Царское Село», обобщенное в стихах лицеиста первого выпуска – А.С. Пушкина – стало знаковым не только для их выпуска, но и для всей нашей истории.
Базовые принципы и идеи лицейского образования «вчера» во многом оформились в первые годы существования Императорского Царскосельского лицей. Среди них можно обозначить следующие: гуманность; нравственность; творчество; свобода мысли; дух независимости; уважение к собственному достоинству; культ дружбы; лицейское братство; уважение к личности; сообразность возрасту; осознанность слов и ясность идей; оценка без отметки; элитарность; равноправие; патриотизм; образование на образцах; образование как образ жизни; преподавание как педагогическая лаборатория; разносторонность развития; неразрывность образования и воспитания; традиции и новации; наставничество; школа как дом родной.
Необходимость в воспитании надежных, преданных трону слуг объективно определяла и элитарность лицейского образования в России. Классическим примером может служить Царскосельский лицей. Это высшее учебное заведение было открыто 19 октября 1811 г. недалеко от столицы в Царском Селе с целью подготовки дворянских детей для государственной службы. Инициатива создания привилегированного вуза принадлежала министру народного просвещения А.К. Разумовскому и товарищу (заместителю) министра юстиции М.М. Сперанскому.
Утвержденное императором Александром I постановление о Лицее (от 12 августа 1810 г.) уравнивало его в правах и преимуществах с российскими университетами. На учебу принимались физически здоровые мальчики в возрасте 10-12 лет после предварительных испытаний в начальных знаниях по русскому, французскому и немецкому языкам, арифметике, физике, географии и истории.
Обучение было рассчитано на 6 лет и состояло из двух курсов по 3 года в каждом. Первый курс назывался начальным и включал в себя грамматическое изучение языков (российского, латинского, французского и немецкого), науки нравственные (закон Божий, философия и основы логики), науки математические и физические (арифметика, геометрия, тригонометрия, алгебра и физика), науки исторические (история российская, история иностранная, география и хронология), первоначальные основания изящных письмен (избранные места из лучших писателей и правила риторики), изящные искусства (рисование, чистописание, танцы) и гимнастические упражнения (фехтование, верховая езда, плавание).
Второй курс (окончательный) охватывал следующие разделы: науки нравственные, физические, математические, исторические, словесность, изящные искусства и гимнастические упражнения. В течение всего курса воспитанникам давали представление о гражданской архитектуре.
Внутреннее управление в Лицее осуществлял директор, кандидатуру которого утверждал император. Первым директором был статский советник В.Ф. Малиновский, выпускник Московского университета. В случае отсутствия директора в Лицее его обязанности по поручению министра просвещения выполнял один из профессоров. Директор был обязан постоянно проживать в здании Лицея и находиться в курсе всех важных дел. На нем лежала персональная ответственность за каждого воспитанника.
Учебно-воспитательный процесс в Царскосельском лицее организовали директор, семь профессоров, два адъютанта, один священник – преподаватель закона Божьего, шесть учителей изящных искусств и гимнастических упражнений, три надзирателя и три гувернера. Кроме того в штате Лицея находились врач, бухгалтер, два парикмахера, швейцар, пять писцов, несколько сторожей, кухарок, прачек и других вспомогательных работников.
Выпускники Лицея свободно читали в подлинниках произведения Цицерона, Виргилия и других мировых классиков. Также они с большим интересом занимались изящными искусствами и гимнастическими упражнениями.
Информация о ообразовании:
Педагогическое взаимодействие в воспитании. Общие методы и средства
воспитания, их характеристика
Методы воспитания – это конкретные пути влияния на сознание, чувства, поведения школьников для решения педагогических задач в совместной деятельности уч-ся с учителем – воспитателем. Прием воспитания – это определенный элемент или деталь метода усиливающий его воспитательный эффект. Средства воспит ...
Педагогическая мысль в первой
половине XX в
Анатолий Васильевич Луначарский (1875 – 1933) известен как выдающийся советский государственный деятель, один из основателей и строителей советской социалистической культуры, глубоко и разносторонне образованный человек. Луначарский, первый народный комиссар просвещения, стоял у истоков советской ш ...
Личность педагога. Способности и профессионально значимые качества
Личность педагога. Понятие лич-ть вкл. такие св-ва, к-ые яв-ся более или менее устойчивыми, определенные нравственные поступки ч-а имеющие сущ-ое значение д. него самого и окружающих. В структуру лич-ти вкл способности, темперамент, хар-р, волевые качества, эмоции, мотивацию и соц-ые установки. Каж ...